Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 марта 2024 года по административному делу N 3а-173/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 (далее - административный истец) обратился в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки") от 29 декабря 2022 года N об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0140016:1, общей площадью 391 287 +/-197 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 17 июня 2022 года - 342 376 000 рублей на основании отчета об оценке N от 23 июня 2022 года, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Аварком Плюс" (далее - ООО "Аварком Плюс").
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость названного земельного участка является завышенной, не соответствующей его рыночной стоимости, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решением Рязанского областного суда от 18 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 марта 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично.
Шишову О.В. отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 29 декабря 2022 года N об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 17 июня 2022 года в размере 360 766 614 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 21 мая 2024 года, ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области ставят вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывают, что экспертное заключение, положенное в основу решения суда первой инстанции, не отвечает требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, что привело к некорректному расчету рыночной стоимости спорного земельного участка.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - 1 января 2021 года.
С указанной даты на территории Рязанской области может быть оспорено в суд только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. При этом одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021 год), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником N долей земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 391 287 +/- 197 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года N 22-П по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 052 949 827 рублей 14 копеек, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2019 года.
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 3 октября 2022 года N 25-П кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 1 270 493 237 рублей 52 копеек, подлежащая применению с 1 января 2023 года.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года и в настоящее время имеет статус архивной.
Архивная кадастровая стоимость затрагивает права административного истца как плательщика земельного налога в период действия этой стоимости, в связи с чем вышеизложенные правовые нормы допускают возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
30 ноября 2022 года ФИО1 обратилось в ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, представив отчет об оценке N от 23 июня 2022 года, подготовленный ООО "Аварком Плюс", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 17 июня 2022 года определена в размере 342 376 000 рублей.
Решением ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 29 декабря 2022 года N ФИО1 отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по основанию использования неполных и (или) недостоверных сведений, наличия расчетных или иных ошибок, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости.
В целях оценки правомерности выводов относительно выявленных в отчете нарушений, руководствуясь разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 23 постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", судом первой инстанции определением от 23 марта 2023 года назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО "Аудиторско-консалтинговая группа "ХАРС".
Согласно заключению эксперта N от 22 сентября 2023 года отчет об оценке, представленный административным истцом, признан не соответствующим требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 17 июня 2022 года в размере 360 766 614 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что заключение эксперта соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования с указанием на использованные методы оценки и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в них суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Экспертом дана подробная характеристика объекта оценки, учтены особенности, влияющие на его стоимость; выбраны объекты-аналоги, сопоставимые по индивидуальным характеристикам с объектом исследования; при необходимости проведены соответствующие корректировки, величина которых должным образом мотивирована и подтверждена.
Оснований для признания заключения эксперта недопустимым доказательством не установлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N не могла быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, в связи с чем отказали в удовлетворении требований административного истца о признании решения ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 29 декабря 2022 года N незаконным и установили кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы N от 22 сентября 2023 года.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обоснованными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о допущенных экспертом нарушениях, являлись предметом проверки судебных инстанций и, с учетом письменных пояснений эксперта, обоснованно отклонены, как не свидетельствующие о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения. Само по себе несогласие с выводами судебной экспертизы не является основанием для признания указанного заключения недопустимым доказательством.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского областного суда от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.