Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Ивановой Т.С. и Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Кинешемского городского прокурора "адрес", действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о возложении обязанности по совершению определенных действий
по кассационному представлению прокурора "адрес" ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Кинешемского городского прокурора "адрес", действуя в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее - ОСФР по "адрес"), в котором просил обязать ответчика производить выплату истцам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, с 1-го по 25-е число месяца, за который выплачиваются указанные денежные компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются получателями мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Применение ОСФР по "адрес" нового порядка выплаты компенсаций: с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, нарушает права и законные интересы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
Решением Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. На ОСФР по "адрес" возложена обязанность производить ФИО2, ФИО9, ФИО4, ФИО5 выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ежемесячно за текущий месяц.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя Кинешемского городского прокурора "адрес", действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОСФР по "адрес" о возложении обязанности по совершению определенных действий отказано.
В кассационном представлении прокурор "адрес" ФИО1 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Кассатор указывает, что вывод суда апелляционной инстанции об изменении постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N сроков выплаты компенсаций по правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, на законе не основан. Изменение ответчиком порядка выплат лишает истцов, приобретших соответствующие права до указанной даты, возможности получать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров ежемесячно за текущий месяц, что нарушает порядок предоставления мер социальной поддержки, гарантированной данной категории лиц государством, лишает истцов возможности обеспечивать жизненные потребности, обусловленные состоянием здоровья, пострадавшим в результате участия в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, ограничивает их конституционное право на социальное обеспечение.
ОСФР по "адрес" принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатова Е.Г. поддержала доводы кассационного представления.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора. Кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и поступивших на него возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения представления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года, в связи с чем, они получают меры социальной поддержки в виде компенсации в счет возмещения вреда здоровью, а также компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам.
Из материалов дела следует, что до января 2022 года выплата компенсаций производилась ежемесячно с 1-го по 25-е число месяца, за который производится выплата.
С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по выплате соответствующих компенсаций передана от Территориального управления социальной защиты населения по "адрес" к ОПФР по "адрес" (в настоящее время ОСФР по "адрес"), которым, начиная с февраля 2022 года, изменен порядок выплаты компенсаций, с выплатой денежных средств в месяце, следующим за расчетным.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, заявленные им в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, о возложении на ответчика обязанности производить им выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ежемесячно за текущий месяц, суд первой инстанции исходил из того, что выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, предусмотрена для лиц, у которых право на неё впервые возникло после ДД.ММ.ГГГГ, а для истцов, как лиц, право которых установлено до указанной даты, порядок выплаты не изменился, и компенсация должна выплачиваться ежемесячно за текущий месяц, то есть как и до указанной даты в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признал их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, и неверном в силу этого определении юридически значимых обстоятельств.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, судебная коллегия руководствовалась положениями ст. ст. 1, 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 2.4 Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, утратившего силу в соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации", и исходил из того, что законодателем с ДД.ММ.ГГГГ введено новое правовое
регулирование порядка выплаты и доставки компенсаций, предусмотренных Законом N, назначенных их получателям до ДД.ММ.ГГГГ, полномочия на предоставление и выплату которых переданы от территориальных органов социальной защиты населения Фонду пенсионного и социального страхования в Российской Федерации, новой редакцией части 3 статьи 14 Закона N регламентировано, что порядок выплат определяется Правительством Российский Федерации, которым в свою очередь такой порядок определен Правилами N, устанавливающими с ДД.ММ.ГГГГ срок выплаты компенсации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, иных сроков выплаты действующие нормативно-правовые акты не содержат, в связи с чем правовых оснований для возложения на ОСФР по "адрес" обязанности производить истцам выплату компенсаций в сроки, установленные утратившими свое действие с ДД.ММ.ГГГГ нормативно-правовыми актами, у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение законным и обоснованным, а доводы кассационного представления прокурора несостоятельными, поскольку при разрешении спора судом апелляционной инстанции дано правильное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, верно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, в обжалуемом судебном постановлении содержатся мотивированные выводы судебной коллегии, вытекающие из установленных фактических обстоятельств дела.
Отношения, связанные с получением гражданами льгот в связи с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 названного Закона).
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом N, определен в части 1 статьи 13 этого Закона.
Статьями 14 и 15 Закона N для граждан, указанных в пунктах 1-3 статьи 13 указанного Закона гарантируются: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
До ДД.ММ.ГГГГ истцам выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производило Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району "адрес" в соответствии с ранее действовавшей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, регламентировалась нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно, Административным регламентом предоставления государственной услуги "Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктом 2.4 указанного Административного регламента были установлены сроки предоставления указанной услуги, согласно которым, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров подлежала выплате ежемесячно, за текущий месяц. Денежная компенсация в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, выплачивалась в следующем порядке - реестр получателей из ТУСЗН предоставлялся в Департамент социальной защиты населения один раз в месяц - до 5 числа текущего месяца; Департаментом в Роструд - 1 раз в месяц - до 10 числа текущего месяца; выплата на счета получателей осуществляла Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) ежемесячно, за текущий месяц.
Приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N указанный Административный регламент признан утратившим силу.
В связи с вступлением в силу Федерального Закона Российской Федерации N 409-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" ст. 5.1 Закона N изложена в новой редакции: Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части 1, частей 2 и 4 (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 - 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 - 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (абзац 1).
Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой данной статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке (абзац 2).
Статьей 1 указанного Федерального закона часть 3 статьи 14 Закона N изложена в новой редакции: "Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
В соответствии с Законом N Правительство Российской Федерации приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утвердило Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С ДД.ММ.ГГГГ в указанные нормативно-правовые акты постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" внесены изменения, касающиеся, в том числе, сроков выплаты компенсаций.
Согласно пункту 2(4) Правил N выплата компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Пенсионного фонда в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация.
В силу пункта 4(2) Порядка N выплата денежной компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.
Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратили свое действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 года, производится в следующем месяце, при этом организация таких выплат выведена законодателем из ведения субъектов Российской Федерации.
На основании нового правового регулирования выплаты компенсаций истцам осуществляется в месяце, следующем за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация. Иных сроков выплаты действующие нормативно-правовые акты не содержат, финансирование расходных обязательств Российской Федерации производится в соответствии с установленным порядком. Все положенные меры социальной поддержки истцам ежемесячно перечисляются, в связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел нарушений прав истцов.
Доводы кассационного представления о том, что новый порядок выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, распространяется только на лиц, у которых право на компенсационный выплаты возникло после N, подлежат отклонению.
Пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" действительно содержит указание о распространении настоящего постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
Между тем, как аргументированно отмечено судом апелляционной инстанции, данное указание обусловлено датой принятия нормативного акта, положения которого распространены на предшествующий этой дате период с ДД.ММ.ГГГГ, а моментом возникновения спорных правоотношений следует считать передачу полномочий по выплате названных компенсаций Пенсионному фонду Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 требований.
Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не находит, поскольку изложенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационного представления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационное представление прокурора "адрес" ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.