Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Ефремова С.А, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шатовой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Глыниной Е. В. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иск Глыниной Е. В. к Филиалу N 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.;
УСТАНОВИЛА:
Глынина Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику ОСФР по Москве и Московской области филиал N 4 об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии досрочно, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований истец Глынина Е.В. указала, что решение комиссии по пенсионным вопросам Филиала N 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области N *** ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине того, что двое ее детей не были рождены и воспитаны на территории Российской Федерации, что в свою очередь привело к нарушению ее пенсионных прав.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Симоновой Т.М, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением комиссии Филиала N 4 ОФПиСС по пенсионным вопросам N 230000027194/372340/23 в назначении досрочной пенсии Глыниной Е. В, родившейся *** года, по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отказано по причине того, что дети *** и *** года рождения, рождены на территории Украины и не дают право на досрочную страховую пенсию. Решением в ее страховой стаж в бесспорном порядке включено 18 лет 11 месяцев и 08 дней.
Судом первой инстанции установлено, что истец является матерью пятерых детей: ***г.р, ***г.р, ***г.р, ***г.р, ***г.р.
Разрешая спор, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что двое из детей Глыниной Е. В. (*** и *** годов рождения) рождены на Украине и не подпадают под критерии, установленные пенсионным законодательством Российской Федерации для нестраховых периодов.
При этом суд первой инстанции указал, что нестраховые периоды, в том числе по уходу за детьми, засчитываются в страховой стаж, если они имели место на территории Российской Федерации и если иное не предусмотрено международными договорами; вопрос об отнесении указанного периода к стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, решается в зависимости от места осуществления ухода за ребенком; при этом под местом осуществления ухода считается место его рождения, если не будет доказано иное. Кроме того, суд указал, что необходимо подтвердить (доказать) и факт того, что периоды воспитания (опеки), а также само рождение детей, с учетом чего и определяется право на пенсию, имели место на территории Российской Федерации, то есть при назначении рассматриваемого вида пенсии учитываются только дети, рожденные и воспитанные в России.
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Действующее пенсионное законодательство, а именно п. 1 ч. 1 ст. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержит нормы предусматривающий, обязательное рождение женщиной и воспитание ею ребенка до 8 лет именно на территории Российской Федерации.
Установленные законодателем условия при определении права на досрочную пенсию рассматриваются в совокупности и несоответствие хотя бы одному условию лишает права на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано с 01 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и с 01 января 2023 года прекратило свое действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 указанного Закона, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, прекращение международного договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.
С учетом приведенных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости при наличии стажа до 01 января 2021 года, определения стажа работы, приобретенного до 1 января 2021 года должны производиться с учетом положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Таким образом, на дату обращения истца в пенсионный орган 27.03.2023 г. у истца были соблюдены условия для назначения страховой пенсии по старости досрочно по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно, возраст 50 лет, которого истец достигла *** года, 5 детей, которых она воспитывала до достижения ими возраста 8 лет, стаж более 18 лет, при требуемом 15. Данные обстоятельства подтверждают доводы истца и являются основанием для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2023 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным решение Филиала N 4 ОСФР по городу Москве и Московской области N *** об отказе Глыниной Е. В. в назначении пенсии досрочно.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области филиал N 4 назначить Глыниной Е.В. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочно с 27.03.2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.