Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником Азаровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Барабановой В.М. на решение Пресненского районного суда адрес от 12 сентября 2023 по гражданскому делу по иску Барабановой В.М. к адрес Москвы об обеспечении отдельной жилой площадью, которым постановлено:
В удовлетворении иска Барабановой Валентины Михайловны к Департаменту городского имущества адрес об обеспечении отдельной жилой площадью - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес, в котором указала, что в1990 году по обменному ордеру переехала в адрес и с 1990 года и постоянно проживает в адрес в квартире по договору социального найма. В соответствии с Федеральным законодательством имею статус "Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей... ", является инвалидом II группы по повреждению опорно-двигательного аппарата, учитель-ветеран труда, проживает в течение последних 31 года (1991 г. - 2022 г.г.) с семьёй дочери фио (фио) фио, страдающей онкозаболеванием. Указывает на нарушение ответчиком ее прав на жилищное обеспечение.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Барабанова В.М, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав участников, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом установлено, что Барабанова В.М. зарегистрирована и проживает в составе семьи из 3-х человек (она, фио, фио) в однокомнатной квартире по адресу: адрес.
По данным ИС "КУРС" Барабанова В.М. на жилищном учете в адрес не состоит. В информационной базе данных Департамента запросы Барабановой В.М, проживающей по вышеуказанному адресу, на предоставление государственной услуги по вопросу признания нуждающимися в жилых помещениях не зарегистрированы.
Истец неоднократно обращалась в Департамент по жилищному вопросу.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Департаментом рассмотрены обращения истца и были направлены ответы с подробными разъяснениями о порядке постановки на жилищный учет в адрес в том числе письмом от 28.06.2016 N ДГИ-ЭГР-23243/16-1.
При этом вышеуказанные письма Департамента не являются отказом истцу в рассмотрении жилищного вопроса, а носит разъяснительный характер.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1).
Названный Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 12 -ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2005.
В пункте 8 ст. 154 этого Закона определено, что проживающим на адрес бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
При вынесении решения, суд первой инстанции признал, что у Барабановой В.М. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением отсутствует, поскольку в перечень лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов", такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, в связи с чем реализация права указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями вышеназванного Указа Президента Российской Федерации N 714. При этом приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Ветеранам предоставляются права и льготы в строгом соответствии с указанным федеральным законом на основании удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов. Действующим законодательством не предусмотрено отдельного порядка постановки на жилищный учет для ветеранов труда, кроме предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 49 ЖК РФ определено предоставление жилого помещения по договору социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях и состоящим на учете в органе местного самоуправления по месту жительства.
В соответствии с действующим жилищным законодательством адрес предоставляет жилые помещения из жилищного фонда адрес или оказывает помощь в приобретении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (принятым на жилищный учет до 01.03.2005) и нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением категорий граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, установленных федеральным законодательством и законодательством адрес.
Единый порядок и условия постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в адрес установлены статьями 7, 8, 9, 10 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
Жители адрес подлежат постановке на жилищный учет, если, в том числе, все члены семьи проживают в адрес на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти адрес разным семьям), при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес (ст. ст. 7, 8, 9, 10 Закона N 29).
Порядок признания граждан малоимущими в целях признаниях их нуждающимися в жилых помещениях определен Законом адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими.
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей адрес на жилищный учет определен Законом N 29, Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным Постановление Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений" (далее - Регламент), Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес".
В соответствии с п. 1.3 Регламента, получение государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" возможно в электронной форме посредством автоматизированной информационной системы "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" (далее - Портал) с использованием подсистемы "Личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) адрес" (далее - подсистема "личный кабинет" Портала).
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня имущественной и жилищной обеспеченности на основании представленных заявителем или запрошенных документов.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес" прием документов жителей адрес в целях признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях осуществляют Центры по предоставлению государственных услуг адрес документы" (далее - МФЦ).
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище. Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов адрес, иных правовых актов адрес принимает решения о признании граждан малоимущими в целях постановки на жилищный учет и постановке граждан на жилищный учет.
Судебный порядок признания граждан малоимущими и нуждающимися жилых помещениях не предусмотрен.
Истец в установленном порядке не обращалась за предоставлением государственной услуги о признании истца нуждающимся в жилом помещении. Иной порядок предоставления жилого помещения в обход порядка, установленного действующим законодательством, не возможен.
В ходе рассмотрения дела истцом не доказана неправомерность действия/бездействия ответчика, из материалов дела следует, что ответчиком не было допущено нарушения прав истцов. Оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца Барабановой В.М. по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 12 сентября 2023 - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Барабановой В.М.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.