Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мошечкова А.И, судей фио, фио, при помощнике судьи Наумовой Л.М, с участием прокурора фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-4809/2023 по апелляционной жалобе фио на решение Хорошевского районного суда адрес от 10 августа 2023 г, в редакции определения об исправлении описки от 3 апреля 2024 г, которыми постановлено:
Иск удовлетворить.
Выселить Коршунова Андрея Николаевича (паспортные данные), Коршунову Серафиму Викторовну (паспортные данные), Коршунова Максима Андреевича (свидетельство о рождении I-НК 539615), фио из общежития (служебного помещения) по адресу: адрес.
Взыскать с каждого из Коршунова Андрея Николаевича, Коршуновой Серафимы Викторовны, Коршунова Максима Андреевича в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (ИНН 7734111035) расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
УСТАНОВИЛА:
ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" обратился в суд с иском к Коршунову А.Н, Коршуновой С.В, Коршунову М.А, фио о выселении из общежития (служебного помещения) по адресу: адрес, мотивируя свои требования тем, что на праве оперативного управления является владельцем указанного здания, которое отнесено к специализированному жилому фонду и является общежитием. На основании договора безвозмездного пользования N Д-30/93 от 28.03.2018 здание общежития предоставлено войсковой части N 3795 для обеспечения военнослужащих, проходящих службу в этой войсковой части жилыми помещениями. Поскольку предоставленные жилые помещения не обеспечивают всех военнослужащих войсковой части 3795, которые непосредственно охраняют объект, НИЦ "Курчатовский институт" на основании соглашения о возмещении расходов от 03.06.2020 б/н ежемесячно компенсирует войсковой части 3795 денежные средства, выплаченные ими в качестве компенсации военнослужащим за наём жилых помещений. 30.09.2016 вынесено постановление заседания жилищной комиссии в/ч 3795 о распределении жилого помещения, находящегося по адресу: адрес Коршунову А.Н. с составом семьи из 4 человек. 24.01.2017 приказом командира в/ч 3795 Коршунов А.Н. исключен из списка личного состава в/ч 3795. 13.04.2018 Коршунов А.Н. уведомлен о необходимости освободить жилое помещение в общежитии. 11.01.2021 должностные лица в/ч 3795 обратились к Коршунову А.Н. с требованием освободить жилое помещение и указанием на возможность оформления по месту службы денежной компенсации за наем жилого помещения.
Коршунов А.Н, не являясь военнослужащим войсковой части 3795, не осуществляя охрану ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", и члены его семьи до настоящего времени продолжают незаконно проживать в общежитии и отказываются освобождать помещение, в связи с чем истец вынужден нести убытки ежемесячно в размере сумма при возмещении в/ч 3795 денежных средств, выплаченных ими в качестве компенсации военнослужащему с составом семьи из трех человек и более. Таким образом, в период с 25.01.2017 до 31.08.2021 истец произвел компенсацию в размере сумма Истец просил суд выселить ответчиков из общежития по адресу: адрес, взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по оплате госпошлины.
Решением Хорошевского районного суда от 27 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 г. указанные решение и апелляционное определение отменены в части отказа в иске о выселении, дело в этой части возвращено в суд первой инстанции для на новое рассмотрение в ином составе. В остальной части решение оставлено без изменения.
Решением Хорошевского районного суда адрес от 10 августа 2023 г. судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Коршунов А.Н. просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст.299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Положениями ст.301 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Ст.105 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии со ст.103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
По смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу положений абз. 12 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании п. 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" на праве оперативного управления владеет зданием, расположенным по адресу: адрес.
На основании договора безвозмездного пользования зданием, находящимся в оперативном управлении N Д-30/93 от 28.03.2018 года здание по адресу: адрес, предоставлено войсковой части N 3795 во временное владение и пользование для расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в стрелковом батальоне и управлении войсковой части N 3795 и выполняющих задачи по охране важных государственных объектов - НИЦ "Курчатовский институт" и членам их семей, проживающим совместно с ними, по договорам найма жилого помещения в общежитии. Здание находится в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 1.2. договора общежитие передается ссудополучателю согласно требованиям Федерального Закона от 30.07.2016г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии РФ" для расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в стрелковом батальоне и управлении войсковой части и выполняющих задачи по охране важных государственных объектов - НИЦ "Курчатовский институт", и членам их семей, проживающим совместно с ними, по договорам найма жилого помещения в общежитии.
Согласно п. 3.2.13 договора ссудополучатель обязуется распределять помещения в общежитии только между военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в стрелковом батальоне и управлении войсковой части и выполняющими задачи по охране важных государственных объектов - НИЦ "Курчатовский институт", и членами их семей, проживающими совместно с ними и являющимися таковыми в соответствии с ЖК РФ. Не допускать незаконного распределения помещений в общежитии.
30.09.2016 вынесено постановление заседания жилищной комиссии в/ч 3795 (протокол N 15-2016) о распределении жилого помещения, находящегося по адресу: адрес Коршунову А.Н. с составом семьи из 4 человек.
24.01.2017 приказом командира в/ч 3795 Коршунов А.Н. исключен из списка личного состава в/ч 3795 (выписка из приказа от 24.01.2017г. N 12с/ч).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 3795 от 24.01.2017г. N 12с/ч выслуга лет в Вооруженных Силах РФ и внутренних войсках на 24.01.2017г. составляла 22 года 5 месяцев 23 дня - календарная, в льготном исчислении - 23 года 9 месяцев 5 дней.
Из справки от 29.08.2013 N 558 следует, что Коршунов А.Н. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда ВВ МВД России и жилым помещением специализированного жилищного фонда по месту прохождения службы не обеспечен, состоит на учете на основании протокола N 15-2011 от 23.09.2011.
Из выписки из протокола N 5-2017 заседания жилищной комиссии ФКУ "МосЦМТО Росгвардии" от 25.10.2017 следует, что подполковник Коршунов А.Н. принят на жилищный учет нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания с составом семьи из 4 человек.
Из справки от 11.02.2020 N 30/184322, выданной Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по адрес, следует, что Коршунов А.Н. является ветераном боевых действий и с 21.07.2018 ему назначена пенсия за выслугу лет с указанием, что на него распространяются меры социальной защиты, предусмотренные ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
Сторонами не оспаривалось, что Коршунов А.Н. на законных основаниях вселился с членами своей семьи в жилое помещение N 211 по адресу: адрес. В данном жилом помещении Коршунов А.Н. проживает до настоящего времени с Коршуновой С.В, детьми Коршуновым М.А, фио
Ответчик Коршунов А.Н, как военнослужащий внутренних войск, иным жилым помещением не обеспечен, сведений о предоставлении ему жилищных сертификатов и субсидий не имеется.
Как на момент предоставления спорного жилого помещения, так и на момент увольнения с военной службы Коршунов А.Н. имел статус военнослужащего, не обеспеченного жильем, и до настоящего времени Коршунов А.Н. и члены его семьи жилым помещением для постоянного проживания не обеспечены, приказ об увольнении фио с военной службы не отменен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 27 Федерального закона N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"(далее Федеральный закон N 226-ФЗ) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;
2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных положений закона, военнослужащим предоставляется служебное жилое помещение (временное) на время прохождения службы (компенсация за наём жилья) за счет бюджета Минобороны России или Росгвардии.
При этом, действие специальной нормы ст. 27 ФЗ N 226-ФЗ при решении вопроса об обеспечении жильем (компенсации за наём жилья) распространяет свое действие только на военнослужащих, которые осуществляют непосредственную охрану специальных объектов, и обеспечение осуществляется за счёт бюджета объекта, который военнослужащие охраняют.
Следовательно, в случае если военнослужащие Росгвардии перестают охранять специальный объект, то на них специальные нормы ФЗ N 226-ФЗ не распространяются, поскольку на них распространяются общие нормы ФЗ N 76-ФЗ, что означает, что изменяется источник, из которого происходит обеспечение военнослужащих/бывших военнослужащих, из бюджета специального объекта на бюджет Росгвардии, таким образом, за счет средств специального объекта (в данном случае, НИЦ "Курчатовский институт") военнослужащий Росгвардии может быть обеспечен жильем только на момент непосредственной охраны объекта, а при переходе в другое подразделение(увольнение) обеспечение военнослужащего происходит в общем порядке за счет средств соответствующего бюджета.
После прекращения непосредственной охраны специального объекта лицом, обеспеченным жилым помещением за счет средств бюджета специального объекта на период осуществления таких обязанностей, за ним право на дальнейшее обеспечение жилым помещением по смыслу ст. 27 ФЗ N 226-ФЗ за счет средств бюджета специального объекта не сохраняется, и такая обязанность в силу закона на бюджет соответствующего объекта возложена быть не может.
В связи с этим, истец не должен обеспечивать военнослужащих (бывших военнослужащих) ни временным, ни постоянным жилым помещением при прекращении ими охраны специального объекта.
Как установлено судом, с 24.01.2017 ответчик исключён из войсковой части 3795 и не осуществляет охрану истца, соответственно, на него не распространяются правовые нормы ФЗ N 226-ФЗ, в связи с чем, истец более не должен обеспечивать ответчика жильем за свой счет и с 24.01.2017 на ответчика распространяются нормы об обеспечении Федерального закона N 76-ФЗ, которые осуществляются за счет бюджета, в данном случае, Росгвардии.
Принимая во внимание приведенные по делу обстоятельства и требования закона, районный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части выселения ответчиков из общежития (служебного помещения) по адресу: адрес.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с каждого из ответчиков в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Судебная коллегия, проверяя решение по доводам апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
По смыслу ст. 27 Федерального закона N 226-ФЗ в предоставленном истцом общежитии вправе проживать только лица, соответствующие одновременно всем следующим критериям: действующие военнослужащие войсковой части 3795, непосредственно охраняющие НИЦ "Курчатовский институт", и не имеющие жилого помещения.
Следовательно, с момента исключения из войсковой части 3795 ответчик к указанным лицам не относится и соответственно занимать предоставленное жилое помещение права не сохраняет.
Право пользования именно этим жилым помещением ответчик утратил на основании специального законодательства о войсках национальной гвардии РФ - п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ N 226-ФЗ.
Обязанность истца по обеспечению жилыми помещениями установлена исключительно ст. 27 ФЗ N 226-ФЗ, и только в отношении военнослужащих войсковой части, непосредственно охраняющих истца на временной период охраны объекта, в связи с чем истец не является субъектом, обязанным в соответствии с нормами специального законодательства о статусе военнослужащих, осуществлять обеспечение военнослужащих, не охраняющих НИЦ "Курчатовский институт".
В соответствии со ст. 1, 2, 3 ФЗ N 220-ФЗ истец осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с особенностями, определенными ФЗ N 220-ФЗ, целями своей деятельности и назначением этого имущества, а именно работой по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Перечень данных работ определяется Правительством Российской Федерации и не включает в себя реализацию обязанностей Министерства обороны РФ и Росгвардии по жилищному обеспечению военнослужащих, за исключением тех, кто непосредственно задействован в деятельности истца в соответствии со ст. 27 ФЗ N 226-ФЗ.
Учитывая, что ответчик утратил взаимосвязь с деятельностью истца, а также то, что истец является единственным балансодержателем общежития и не относится ни к Министерству обороны РФ, ни к войскам национальной гвардии, на него не может быть возложена обязанность данных ведомств по обеспечению жильём своих военнослужащих.
Довод жалобы ответчика о том, что помещение независимо от права оперативного управления истца находится в собственности РФ и поэтому в удовлетворении требований должно быть отказано, судебная коллегия отклоняет, так как в соответствии со ст.296 ГК РФ к учреждению при передаче ему помещения на оперативное управление переходят права владения и пользования им.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и признаны несостоятельными по мотивированным основаниям. Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 10 августа 2023 г, в редакции определения об исправлении описки от 3 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.