Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Абпиевой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 27 ноября 2023 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать распоряжение Департамента городского имущества адрес от 14 февраля 2023 N 7444 в части снятия фио с жилищного учета незаконным.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества адрес восстановить фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года.
В остальной части иска отказать, -
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения о снятии с жилищного учета незаконным, восстановлении на жилищном учете, мотивируя свои требования тем, что фио в составе семьи из 8 человек (она, фио 1991 г.р, фио 2015 г.р, фио 1977 г.р, фио 1996 г.р, фио 1998 г.р, фио 1946 г.р, фио 2008 г.р.) зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, д. адрес, где на основании договора социального найма от 18.01.2021 N 423 занимает однокомнатную квартиру общей площадью 44, 4 кв. адрес, фио состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года по адресу: адрес, д. адрес, учетное дело N 62-01-962400-1996-0005.0. При перерегистрации учетного было установлено, что фио является собственником квартиры общей площадью 98 кв. м по адресу: адрес, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 19.07.2022 сделана запись о регистрации.
Распоряжением Департамента от 14.02.2023 N 7444 семья фио снята с жилищного учета в связи с тем, что утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспеченны площадью жилого помещения по норме предоставления.
Истец считает распоряжение незаконным, поскольку истец право на улучшение жилищных условий не утратила, жилищные условия фактически не изменились, истец по норме предоставления не обеспечена, что и послужило основанием для обращения в суд.
Истец фио, третье лицо фио и представитель истца и третьего лица в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика ДГИ адрес в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения фио и ее представителя фио, возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда адрес, а также снятие жителей адрес с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом адрес N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В силу ст. 20 Закона N 29 жителям адрес, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда адрес, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Определение размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, производится с учетом уровня обеспеченности граждан, состоящих на жилищном учете, площадью жилых помещений, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Закона.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв.м площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона адрес N 29, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона адрес N 29, к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона адрес N 29 во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же Закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона адрес N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что фио в составе семьи из 8 человек (она, фио 1991 г.р, фио 2015 г.р, фио 1977 г.р, фио 1996 г.р, фио 1998 г.р, фио 1946 г.р, фио 2008 г.р.) зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, д. адрес, где на основании договора социального найма от 18.01.2021 N 423 занимает однокомнатную квартиру общей площадью 44, 4 кв. м.
фио, фио состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года по адресу: адрес, д. адрес, учетное дело N 62-01-962400-1996-0005.0.
При перерегистрации учетного дела семьи фио было установлено, что фио является собственником квартиры общей площадью 98 кв. м по адресу: адрес, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 19.07.2022 сделана запись о регистрации.
фио (1/3 доля в праве), фио (1/3 доля в праве) являются собственниками квартиры общей площадью 79, 3 кв. м по адресу: адрес, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 19.08.2010 сделана запись о регистрации.
Распоряжением Департамента от 14.02.2023 N 7444 семья фио снята с жилищного учета в связи с тем, что утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспеченны площадью жилого помещения по норме предоставления. адрес жилых помещений, находящихся на праве пользования и на праве собственности у фио и членов ее семьи, составляет 195, 3 кв. адрес площадью жилого помещения на одного человека составляет 24, 4 кв. м (195, 3 кв. м ч 8 человек), что превышает установленную в адрес норму предоставления площади жилого помещения (18 кв. м на одного человека).
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку нахождение на праве собственности у фио (1/3 доля в праве), фио (1/3 доля в праве) жилого помещения не повлекло изменение жилищных условий истца; фио, фио (1/3 доля в праве) на улучшение жилищных условий не претендуют, соответственно, размер площади жилого помещения на праве пользования и праве собственности, приходящийся на каждого члена семьи заявителя составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения (18 кв.м на одного человека), что составляет 17, 8 кв.м (44, 4+98)/8)
Суд пришёл к выводу, что фактическим основанием для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явился факт утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, однако указанное основание для снятия с учета не могло быть применено в отношении лиц, вставших на него в период действия Жилищного кодекса адрес, что прямо предусмотрено частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ". Такие лица могли быть сняты с соответствующего учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, обстоятельства, которые послужили основанием для снятия истца с жилищного учета, не свидетельствуют о том, что она утратила право состоять на таком учете, при этом суд принял во внимание, что истец, как поставленная на учет по улучшению условий до 01.03.2005 г, могла быть снята с учета лишь при наличии определенных оснований.
Одновременно с этим суд пришёл к выводу о том, что не подлежат удовлетворению требования истца об обязании включить фио в состав граждан, состоящих на учете нуждающихся улучшении жилищных условий, в связи с тем, что уведомление от 09.06.2018 и от 23.08.2023г. об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги о внесении изменений в учетное дело, в связи недостающими документами, не оспорены.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, и фактически направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Судебная коллегия считает, что судом юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, изложенные в решении выводы соответствуют собранным по делу доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения судом применены правильно, положения ст. 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены, доводам сторон и представленным доказательствам в решении дана оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика адрес Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.