Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мошечкова А.И, судей фио, фио, при помощнике Чельдиеве Г.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-888/2024 по апелляционной жалобе фио на решение Пресненского районного суда адрес от 22 января 2024 г, которым постановлено:
В иске фио к ООО "ОЗОН Банк" об обязании предоставить информацию о получателях денежных средств, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.
УСТАНОВИЛА:
фио Н.Г. обратилась в суд с иском к ООО "ОЗОН Банк" об обязании предоставить информацию, о получателях денежных средств, взыскании неосновательного обогащения в размере сумма, расходов на оплату юридических услуг в размере сумма, компенсации морального вреда в размере сумма, расходов на оплату госпошлины в размере сумма Требования мотивированы тем, что в период с 20 июня 2023 г. по 6 июля 2023 г. неустановленные лица, находясь в неустановленном месте, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, похитили денежные средства на общую сумму сумма, принадлежащие фио, которые были переведены на счета разных держателей, посредством банковского счета, открытого на имя истца в адрес клиентов ООО "ОЗОН Банк". В связи с не предоставлением ООО "ОЗОН Банк" сведений о держателях карт/владельцах счетов, истец полагает, что денежные средства в размере сумма, переведенные указанным лицам, являются неосновательным обогащением и подлежат немедленному возврату.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
B соответствии со ст. 1102 ГК РФ неосновательным обогащением является приобретение или сбережение имущества, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счёт другого лица. Обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ши на законе, ни на сделке. Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Из материалов дела следует, что фио Н.Г. перевела на счета клиентов ООО "ОЗОН Банк" денежные средства на общую сумму сумма:
- 20.06.2023 в 10:05 на банковский счёт фио П. по номеру +7-963-381-61-12 перевела сумма
- 29.06.2023 в 10:33 на банковский счёт фио 3. по номеру +7-917-739-70-06 перевела сумма
- 6.07.2023 в 09:41 на банковский счёт фио В. по номеру +7-950-198-00-12 перевела сумма, в 09:42 перевела сумма
На запрос истицы банк отказал в предоставлении полных персональных данных на лиц, которым произведены переводы.
Истец полагает, что денежные средства в размере сумма, переведенные указанным лицам, являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.
Как следует из отзыва ответчика, 20.06.2023 спорные денежные средства в размере сумма поступили на внутренний счет по учету электронных денежных средств N 40914810300007416536, открытый в ООО "ОЗОН Банк" физическим лицом, прошедшим процедуру идентификации с указанными данными: фио, паспортные данные.
29.06.2023 спорные денежные средства в размере сумма поступили на внутренний счет по учету электронных денежных средств N 40914810100005260379, в ООО "ОЗОН Банк" физическим лицом, прошедшим процедуру идентификации с указанными данными: фио, паспортные данные. Счет закрыт 31.07.2023.
6.07.2023 спорные денежные средства в размере сумма и сумма поступили на внутренний счет по учету электронных денежных средств N 40914810100006796884, открытый в ООО "ОЗОН Банк" физическим лицом, прошедшим процедуру идентификации с указанными данными: фио, паспортные данные. Счет закрыт 15.08.2023.
Ввиду того, что истец обратился в ООО "ОЗОН Банк" посредством почтовой связи с письменным заявлением, не позволяющем идентифицировать его в качестве клиента банка, ему было разъяснено, что запрашиваемая информация может быть предоставлена в случае предоставления истцом запроса в порядке, предусмотренном Клиентскими правилами - посредством чата, электронной почты.
Клиенты, являющиеся физическими лицами, обслуживаются в банке на основании Клиентских правил, устанавливающих порядок обслуживания клиентов в рамках продуктов и сервисов, предоставляемых банком (далее - Клиентские правила). Актуальная редакция Клиентских правил размещена на странице официального сайта Банка, https://finance.ozon.ru/products. Клиентские правила включают в себя Общие положения Клиентских правил, Правила использования "Ozon Карта", Правила использования банковских карт в Платежных приложениях, Правила банковского обслуживания бизнеса, Соглашение об использовании ЭП, Тарифы, Перечень третьих лиц, Порядок обработки персональных данных. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров определен в разделе 4 Общих положений Клиентских правил. Согласно Общим положениям Клиентских правил осуществление потенциальным клиентом действий, направленных на заключение, исполнение договора, предусмотренного Клиентскими правилами, свидетельствует: о полном и безоговорочном принятии клиентом соответствующих условий, указанных в клиентских правилах, без каких-либо изъятий и (или) ограничений; о том, что клиент обладает всеми необходимыми полномочиями, правами, критериями для надлежащего взаимодействия в рамках данного договора.
Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств. При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.
Согласно п. 9 ст. 8 Закона N 161 - Ф3 "О национальной платежной системе" распоряжение клиента может быть до наступления безотзывности (окончательности) перевода денежных средств отозвано клиентом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
В силу п. 1.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-11 "О правилах осуществления перевода денежных средств", банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствий с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам, банками.
В соответствии с п. 1.3 названного Положения, банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам, в том числе, посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств.
Согласно п. 1.9 Положения, перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Пунктом 1.25 Положения установлено, что банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.
Согласно пункту 2 статьи 864 ГК РФ при приеме к исполнению платежного поручения банк обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором.
Согласно части 5.1 статьи 8 Закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента утверждены приказом Банка России от 27.09.2018 N ОД-2525 и включают в себя: 1. Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России в соответствии с частью 5 статьи 27 Закона N 161-ФЗ (далее - база данных). 2. Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных. 3. Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
Районный суд пришел к выводу, что в указанных случаях зачисление денежных средств совершены банком надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством и по воле истицы, которая самостоятельно осуществила спорные переводы на определенные ею суммы и на указанные ею номера банковских карт. Судом установлено, что истицей была пройдена аутентификация в личном кабинете в системе ДБО, и у ООО "ОЗОН Банк" отсутствовали основания для отказа в проведении операций.
Поскольку переводы спорных денежных средств в распоряжение банка не поступали, не были им получены в отсутствие установленных законом оснований, в отсутствие договорных обязательств, или ошибочно получены, районный суд отказал в удовлетворении иска о взыскании сумм переводов с банка в качестве неосновательного обогащения.
Судебная коллегия проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Довод жалобы истца о том, что в связи с непредставлением ответчиком сведений о держателях карт/владельцах счетов, денежные средства, переведенные указанным лицам, являются неосновательным обогащением банка, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, информация об операциях по счету и сведений о клиенте не может быть разглашена банком в силу прямого указания закона ввиду отнесения данной информации к категории банковской тайны.
Кроме того, суд отмечает, что Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрены принципы защиты персональных данных, и раскрытие сведений будет влечь за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Ввиду того, что банк в силу ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, законных оснований обязать ответчика предоставить сведения о получателях платежей не имеется.
Вопреки доводам апеллятора, доказательства возникновения на стороне банка неосновательного обогащения за счет истицы в размере сумм совершенных истицей переводов физическим лицам, не доказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и признаны несостоятельными по мотивированным основаниям. Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 22 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.