судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Вишняковой Н.Е., судей Зельхарняевой А.И., Щербаковой А.В., при помощнике судьи Марянян К.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербаковой А.В. дело по апелляционным жалобам представителя истца Гилева В.Е. по доверенности Дергачева Д.А., представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" по доверенности Илющенко В.В. на решение Кунцевского районного суда адрес от 31 октября 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Гилева В.Е. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" о признании незаконными действий по установке мусорных контейнеров, обязании ликвидировать площадку для установки контейнеров удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" по установке мусорных контейнеров возле дома 8 к.3 по адрес с нарушением санитарных норм РФ.
Взыскать с ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" (ИНН 7731486290) в пользу ООО "Судебная экспертиза и оценка" (ИНН 5029258160) расходы на проведение экспертизы в размере сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Гилев В.Е. обратился к ГБУ "Жилищник района Кунцево" о признании незаконными действий, об обязании ликвидировать площадку для установки контейнеров.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Гилев В.Е, является жителем многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес. Вблизи указанного дома на расстоянии менее 20 метров в нарушение санитарных норм законодательства РФ, расположены мусорные контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Из-за близкого расположения мусорных контейнеров, установленных без соблюдения требований СанПиН 2.1.3684-21, появились зловонные запахи от разлагающихся мусорных отходов. Близкое расположение мусорных контейнеров негативно влияет на здоровье и психологическое состояние жителей дома. Так, разгрузка мусорных контейнеров производится в ночное время, что сопровождается высоким уровнем шума. Указанные обстоятельства и беспокойство о здоровье малолетнего ребенка, вынудили истца арендовать квартиру в другом доме, что привело к дополнительным финансовым затратам на переезд, а также к увеличению арендных платежей. Кроме того, помимо мусорных контейнеров, под окнами расположен бункер для мусора, который рано утром (5-7 часов утра) постоянно шумно заполняется привозным строительным и иным крупногабаритным мусором, что также приносит неудобства жителям дома. Гниение пищевых отходов приводит к распространению неприятного запаха, что причиняет неудобство жителям дома, влияет на здоровье, привлекает бродячих собак, грызунов, мусор при наличии ветра летит в сторону окон жильцов. Многочисленные устные и письменные обращения в ГБУ "Жилищник района Кунцево" не привели к какому-либо результату. Вместе с тем мусорные контейнеры до настоящего времени не перенесены, требования санитарных правил и предписаний не выполнены. Жители дома до настоящего применения подвергаются негативному воздействию на здоровье и психологическое состояние, испытывают неудобство, в связи с близким расположением мусорных контейнеров.
Истец Гилев В.Е. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, доверил представителю по доверенности Хириевой З.М, которая в судебное заседание явилась, просила об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГБУ "Жилищник района Кунцево" по доверенности Ильющенко В.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по адрес в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просят представитель истца Гилева В.Е. по доверенности Дергачев Д.А, представитель ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" по доверенности Илющенко В.В. по доводам апелляционных жалоб.
Представитель истца по доверенности Хириева З.М. судебное заседание судебной коллегии явилась, доводы своей апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Представитель ответчика по доверенности Илющенко В.В. в судебное заседание судебной коллегии явился, доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направляли, уважительных причин неявки суду не предоставили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к частичному изменению обжалуемого решения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона от 50.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм градостроительных требований.
Согласно 11. 4 СанПиН 2.1.3684-21 утвержденному Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организации и городских населенных пунктах - не менее 25 метров, сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно п.3.7, 6 Постановления Госстроя РФ от 27.00.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства с области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Гилев В.Е, является жителем многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес.
Вблизи указанного дома на расстоянии менее 20 метров расположены мусорные контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), установленные без соблюдения требований СанПиН 2.1.3684-21.
Жителями дома N8, корп. 3 на адрес направлены письменные обращения в ГБУ "Жилищник района Кунцево", которые остались без результата по жалобе.
Кроме этого жители дома N8, корп. 3 на адрес неоднократно обращались в Кунцевскую межрайонную прокуратуру адрес, в территориальное Управление Роспотребнадзора по адрес в адрес.
Согласно ответу Кунцевской межрайонной прокуратуры адрес от 04.10.2021 года N 1/2021/1870 обращение жителей дома было направлено в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес.
В ответ на обращения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора адрес в адрес от 03.11.2021 N77-27/ж-67454/2021 проведены измерения расстояний от контейнерной площадки для сбора ТБО до нормируемых объектов и выявлены нарушения действующих санитарных правил и норм.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" был привлечён к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ.
Согласно ответу Кунцевской межрайонной прокуратуры адрес от 19.12.2021 года N1285/о2022, в ходе проведения проверки установлено, что адрес Москвы "Жилищник района Кунцево" в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства допущено обустройство контейнерной площадки на расстоянии менее 15 метров от жилого многоквартирного дома.
В адрес директора ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
Мусорные контейнеры до настоящего времени не перенесены, требования санитарных правил и предписаний не выполнены.
Определением Кунцевского районного суда адрес от 15.03.2023г. по ходатайству представителя ответчика адрес Москвы "Жилищник района Кунцево" назначена судебная экспертиза.
Согласно выводам эксперта ООО "Судебная экспертиза и оценка" расположение мусорных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) возле дома, расположенного по адресу: адрес, д. 8к.3 не соответствует градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам, а именно СанПиН 2.1.3684-21 и Методическим рекомендациям по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов в части:
1. не соблюдено расстояние от контейнерных площадок для сбора КГО до многоквартирных жилых домов;
2. контейнерные площадки расположены на проезде транспортных средств;
3. отсутствуют ограничения бордюром по периметру;
4. отсутствует информация о сроках вывоза бункера КГО;
5. отсутствует информация о графике вывоза отходов ТКО.
К тому же установлено, что бункеры на адрес переполнены, что потенциально указывает на несвоевременность вывоза КГМ и несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Расстояние от контейнерных площадок для сбора ТКО до многоквартирных жилых домов соблюдено и части размещения площадок для раздельного сбора ТКО (не менее 8 метров).
Расстояние площадки раздельного сбора ТКО до многоквартирного жилого дома составляет 12.06 м.
Расстояние от контейнерных площадок для сбора КГО до многоквартирных жилых домов не соблюдено (не менее 20 метров).
Бункеры на адрес переполнены, что потенциально указывает на несвоевременность вывоза КГМ и несоответствие санитарно- эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам, что исключает допущение уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний (от 15 метров и более).
Соблюдение данного требования необходимо согласовать на основании оценки заявки на создание места (площадки) накопления КГМ на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Площадка дли сбора КГМ не оснащена ограниченным бордюром по периметру. Данные факты указывают на несоответствие расположения отходов для сбора твердых коммунальных отходов и крупно-габаритных отходов требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и Методическим рекомендациям по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов.
Установка мусорных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов возле дома, расположенного по адресу: адрес соблюдением градостроительных и санитарных норм невозможна без ущерба зеленым зонам двора и парковочным стоянкам.
Размещение контейнерных площадок в других возможных местах по периметру д. 8 к. 3 по адрес не обеспечит безопасность людей, в том числе детей.
С целью соблюдения градостроительных и санитарных норм необходимо полностью выполнить требования к организации площадки дли накопления КГО следующих нормативных документов: СанПиН 2.1.3684-21, Методическим рекомендациям по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (утв. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, письмо от 26 октября 2020 г. N 05-25-53 /28263, например, путем уменьшения площади площадки для накопления КГО и создания ограждения, бордюров по периметру и кровли над площадкой.
Согласно письменным объяснениям эксперта, относительно имеющихся у сторон вопросов, подготовлены письменные пояснения.
Для ответов на вопросы суда был совершен выезд на объект экспертизы для натурного обследования 01 апреля 2023г, в заключении отмечено, что выполнен осмотр прилегающей территории к дому 8 к.3 по адрес, в приложении 4, представлен ряд фото, сделанные по периметру указанного дома. Анализ возможности размещения контейнерной площадки в других местах проведен в соответствии теми же документами "Вывод о безопасности для людей и детей размещения контейнерных площадок на прежнем месте" - не является задачей экспертизы. Судом поставлено три вопроса, исследования по которым проведены в полном объеме. Кроме того, на странице 23 Заключения, в разделе Выводы, указано: с целью соблюдения градостроительных и санитарных норм необходимо полностью выполнить требования к организации площадки для накопления КГО следующих нормативных документов: СанПиН 2.1.3684-21, Методическим рекомендациям по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (утв. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, письмо от 26 октября 2020 г..N 05-25-53/28263, например, путем уменьшения площади площадки для накопления КГО создания ограждения, бордюров по периметру и кровли над площадкой. Обоснование данного вывода дано в исследовательской части. Таким образом, на существующем месте площадку для накопления КГО эксплуатировать возможно, но с учетом приведения в соответствие с перечисленными выше нормативными документами. Вопросы, предложенные на дополнительную санитарно- эпидемиологическую экспертизу, являются частью вопросов 1 и 2 судебной экспертизы, и ответы на них даны на страницах 9-19 заключения, исследовательской части.
Данные пояснения не изменяют сути Заключения эксперта, то есть хода и результата проведённых исследований и не оказывают влияние на суть и формулировку вывода, заключение эксперта N2-1241/2023 от 19 апреля 2023 года, подготовленное по гражданскому делу N 2-1241/2023 по иску Гилева Владислава Евгеньевича к ГБУ г..Москвы "Жилищник района Кунева" об обязании ликвидировать площадку для сбора мусора, эксперт поддерживает в полном объеме.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Положениями п. 2 ст. 13 названного Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, полномочие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С учетом приведенных выше правовых норм суд пришел к выводу о том, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Из буквального содержания пунктов 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно - эпидемиологические требования, в том числе к эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания и разработаны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Вместе с тем в п. 2.3 указанного СанПиН содержится положение, согласно которому при невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Таким образом, положение, содержащееся в п. 2.2 СанПиН 12.1.7.3550-19 не является императивным.
Кроме того, в указанном СанПиНе не содержится обязательное к соблюдению требование о переносе установленных ранее с соблюдением действовавших на момент их установки санитарных правил и нормативов контейнерных площадок на расстояния, предусмотренные новым СанПиНом. Доказательства обратного истец суду не представил.
При указанных обстоятельствах исковые требования в части обязать ликвидировать площадку для установки контейнеров для сбора отходов оставлены без удовлетворения.
Жители дома до настоящего применения подвергаются негативному воздействию на здоровье и психологическое состояние, испытывают неудобство, в связи с близким расположением мусорных контейнеров. Ответчиком нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, санитарно-эпидемиологические требования, определённые законодательством РФ ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" не соблюдаются, мусорные контейнеры и бункеры располагаются на расстоянии менее 20 метров от жилого дома и детской спортивной площадки, на основании изложенного суд признает незаконными действия ГБУ "Жилищник района Кунцево" при установке мусорных контейнеров с нарушением санитарных норм законодательства РФ.
Согласно ч. 6 ст. 98 ГПК РФ в случае неисполнения стороной или сторонами обязанности, предусмотренной частью первой статьи 96 настоящего Кодекса, если в дальнейшем они не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы, а также возмещения фактических расходов эксперта, судебно-экспертного учреждения, понесенных в связи с проведением экспертизы, явкой в суд для участия в судебном заседании, подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.
Суд взыскал с ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" в пользу ООО "Судебная экспертиза и оценка" расходы на проведение экспертизы в размере сумма
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что в решении суда не установлен способ восстановления и компенсации прав истца, судебная коллегия отклоняет, поскольку из заключения судебной экспертизы усматривается, что удовлетворение требования о ликвидации площадки для установки контейнеров в качестве восстановления прав истца может повлечь нарушение конституционного принципа исполнимости судебного решения, поскольку защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполним.
Доводы апелляционной жалобы истца, сводящиеся к тому, что суд фактически не рассмотрел требование о ликвидации площадок для установки контейнеров, судебная коллегия отклоняет, поскольку из решения суда следует, что все заявленные требования судом разрешены, мотивы приведены в решении суда, отказ в удовлетворении требований не может свидетельствовать об отказе в рассмотрении требования.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что суд признал незаконными действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" по установке мусорных контейнеров возле дома 8 к.3 по адрес с нарушением санитарных норм РФ, без учета заключения судебной экспертизы, согласно которой перенос мусорных контейнеров не возможен, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежало, судебная коллегия отклоняет, поскольку, согласно выводам эксперта ООО "Судебная экспертиза и оценка" расположение мусорных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) возле дома, расположенного по адресу: адрес, д. 8к.3 не соответствует градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам, а именно СанПиН 2.1.3684-21 и Методическим рекомендациям по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов.
Для ответов на вопросы суда был совершен выезд эксперта на объект экспертизы для натурного обследования 01 апреля 2023г, в заключении отмечено, что на существующем месте площадку для накопления КГО эксплуатировать возможно, но с учетом приведения в соответствие с нормативными документами.
На основании изложенного, суд правомерно пришел к выводу о признании незаконными действий ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" по установке мусорных контейнеров возле дома 8 к.3 по адрес с нарушением санитарных норм РФ.
В апелляционной жалобе ответчик также выражает несогласие со взысканием с него судебных расходов по оплате экспертизы без соблюдения принципа пропорциональности.
Указанные доводы судебная коллегия находит частично обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая частичное удовлетворение требований истца, оснований для взыскания с ответчика расходов на оплату судебной экспертизы в полном объеме у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит изменению в части размера взысканных судебных расходов на оплату судебной экспертизы.
Учитывая частичное удовлетворение нематериальных требований истца, расходы по оплате судебной экспертизы подлежат взысканию с истца и ответчика по ?, то есть сумма с каждого (116 400/2).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда адрес от 31 октября 2023 года изменить в части взысканных расходов по оплате экспертизы.
Изложить резолютивную часть решения в измененной части в следующей редакции.
Взыскать с ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево" (ИНН 7731486290) в пользу ООО "Судебная экспертиза и оценка" (ИНН 5029258160) расходы на проведение экспертизы в размере сумма
Взыскать с Гилева Владислава Евгеньевича (паспортные данные) в пользу ООО "Судебная экспертиза и оценка" (ИНН 5029258160) расходы на проведение экспертизы в размере сумма
В остальной части решение Кунцевского районного суда адрес от 31 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.