Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N 2а-490/2023 по административному исковому заявлению Конобеевских фио к Генеральной прокуратуре РФ, Прокуратуре адрес, Правительству адрес о признании решения и бездействия незаконными
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Таганского районного суда адрес от 30 августа 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Конобеевских фио к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре адрес, Правительству адрес о признании бездействия, решений незаконными, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре РФ, Прокуратуре адрес, Правительству адрес в котором просил признать бездействие Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры адрес, Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства адрес при рассмотрении заявления административного истца о несоответствии расходов ряда должностных лиц их доходам незаконным; признать необоснованным ответ Генеральной Прокуратуры РФ от 24 апреля 2023 года, ответ Прокуратуры адрес от 27 апреля 2023 года, ответ Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства адрес от 26 мая 2023 года; обязать Генеральную Прокуратуру РФ, Прокуратуру адрес, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства адрес устранить допущенные нарушения, восстановить права административного истца, возобновить проверку по заявлению административного истца о несоответствии расходов ряда должностных лиц их доходам. В обоснование заявленных требований указал, что административный истец обратился в Генеральную Прокуратуру РФ с заявлением о несоответствии расходов ряда должностных лиц их доходам, поскольку в 2018-2019 годах ими, по мнению административного истца, незаконно получены квартиры, расположенные по адресу: адрес. Из Генеральной Прокуратуры РФ обращение перенаправлено в Прокуратуру адрес, откуда, в свою очередь, перенаправлено в Правительство адрес. Ответом от 26 мая 2023 года Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства адрес отказано в удовлетворении заявленных требований.
Решением Таганского районного суда адрес от 30 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта, указывая, что решение является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ к оспариваемым действиям должностных лиц относятся те, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что заявление административного истца, поступившее в Генеральную прокуратуру РФ (вх.N ОГР-140327-23) перенаправлено в прокуратуру адрес (ответ Генеральной прокуратуры РФ от 24 апреля 2023 года). В прокуратуру адрес из Генеральной прокуратуры РФ 26 апреля 2023 года поступило обращение фио от 17 апреля 2023 года (N ОГР-140327-23 от 19 апреля 2023 года) о возможном нарушении законодательства о противодействии коррупции рядом должностных лиц органов государственной власти. По результатам его рассмотрения заявителю 27 апреля 2023 года дано соответствующее разъяснение (исх. N 86-32-2023/От194-23/140327), копия обращения в части компетенции направлена в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции адрес (исх. N сумма-43722-23/140327).
Согласно ответу Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес Правительства адрес от 26 мая 2023 года, административному истцу разъяснено, что его обращение и сведения, размещенные на указанном заявителем сайте, не являются основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, являющихся государственными гражданскими служащими адрес, и лиц, замещающих государственные должности адрес.
Федеральным законом от 02.05.2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Федеральный закон N 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу ч. 3 ст. 8 названного ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством разработана и действует Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
В силу п. 4.14 названной Инструкции, по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; "принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка; "направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
Положениями ФЗ от 03.12.2012г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Федеральный закон N 230-ФЗ) в целях противодействия коррупции установлены правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных Федеральным законом N 230-ФЗ (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Статьей 2 Федерального закона N 230-ФЗ определен перечень лиц, занимающих (замещающих) должности, в отношении которых установлен контроль за расходами.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке: 1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 3) Общественной палатой Российской Федерации; 4) общероссийскими средствами массовой информации.
В силу ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 230-ФЗ, в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данное лицо было освобождено от государственной должности Российской Федерации, должности члена Совета директоров Банка России, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности атамана всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо уволено с федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, из Банка России, государственной корпорации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, или организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, орган, подразделение или должностное лицо, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, представляет доклад о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами.
Материалы, полученные в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в том числе доклад о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением данного лица замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением, в тридцатидневный срок после его освобождения от должности или увольнения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении этого контроля, в органы прокуратуры Российской Федерации.
При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых данным лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что вышеизложенное свидетельствует о том, что поводом для проведения проверочных мероприятий органами прокуратуры служат поступившие в порядке, установленном Федеральным законом N 230-ФЗ, материалы из компетентных органов по результатам проведенной процедуры контроля за расходами, при этом письменное обращение административного истца не является основанием для осуществления контроля за расходами. Поскольку такие материалы в отношении указанных в обращении заявителя должностных лиц в прокуратуру адрес не поступали, законных оснований для организации проверки не имелось.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015г. N 840-ПП утверждено положение о Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции адрес (далее - Положение), в соответствии с п.4 которого (Положения) к полномочиям Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес, помимо прочего, отнесены: осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности адрес, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, государственными гражданскими служащими адрес и иными лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти адрес, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими адрес требований законодательства Российской Федерации о контроле за расходами, а также иных антикоррупционных норм; обеспечение соблюдения лицами, замещающими государственные должности адрес, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими адрес запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; осуществление проверки: достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей адрес, для которых законом не предусмотрено иное, и должностей государственной гражданской службы адрес; достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами замещающими государственные должности адрес, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими адрес запретов и ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
Поскольку в обращении ответчика содержались в том числе доводы о возможном нарушении антикоррупционного законодательства должностными лицами органов власти адрес, копия поступившего обращения обоснованно направлена в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции адрес для рассмотрения в части имеющейся компетенции.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что обращение административного истца рассмотрено административными ответчиками с соблюдением норм законодательства, в установленные сроки, в пределах предоставленной компетенции, заявителю даны письменные ответы по доводам заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Однако в настоящем случае такой совокупности обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не установлено. Доказательств тому, что оспариваемыми ответами нарушены права административного истца, на него возложены какие-либо обязанности, либо созданы препятствия к реализации им своих прав, административный истец в материалы дела не представил.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, оценив все собранные по делу доказательства, правомерно пришёл к выводу, что совокупность оснований для удовлетворения административного иска, предусмотренных положениями ст. 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в этой связи объективно не нашёл правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска и отказал в его удовлетворении полностью.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Поскольку предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда адрес от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.