Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Гордеева О.В., судей фио, фио
при секретаре Кузьминой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Перовского районного суда адрес от 27 сентября 2023 года по административному делу N 2а-913/2023 по административному исковому заявлению Харламова Сергея Николаевича к судебному приставу - исполнителю МОСП по ВАП N2 ГУ ФССП России по адрес фио, МОСП по ВАП N2 ГУ ФССП России по адрес об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности от 01.06.2023 года и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Харламов С.Н. обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю МОСП по ВАП N2 ГУ ФССП России по адрес фио, МОСП по ВАП N2 ГУ ФССП России по адрес об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности от 01.06.2023 года и обязании совершить определенные действия, в обоснование иска указав, что решением Перовского районного суда адрес по гражданскому делу N 2-4552/15 по исковому заявлению Филиновой Оксаны Борисовны к Харламову Сергею Николаевичу о взыскании алиментов на содержание общего несовершеннолетнего ребенка, с административного истца как должника в пользу истца Филиновой Оксаны Борисовны были взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына фио, паспортные данные, в размере сумма, что соответствует 1 величине прожиточного минимума для детей в Российской Федерации начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до совершеннолетия ребенка, с последующей индексацией пропорционально увеличению величины прожиточного минимума для детей в Российской Федерации. Взыскателем был получен исполнительный лист серии ФС N 003511573 от 16.11.2015 года.
Данный исполнительный лист был передан в Межрайонный отдел судебных приставов по взысканию алиментных платежей N2 Управления Федеральной службы России по Москве, расположенный по адресу: адрес. 29.01.2016 года на основании указанного исполнительного листа в МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство N 429/16/77049-ИП, и для дальнейшего исполнения было передано в Перовский РОСП ГУФССП России по адрес, а 26.08.2021 было возвращено обратно в МОСП по ВАП N 2 ГУФССП России по адрес и ему был присвоен номер N 28330/21/77049-ИП от 29.01.2016. 01.06.2023 года в рамках исполнительного производства N 28330/21/77049-ИП от 29.01.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАП N2 фио вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам N 77049/23/74177, по которому была определена сумма задолженности в размере 548 207, 66 (сумма прописью) руб. Административным истцом была замечена ошибка в постановлении о расчете задолженности по алиментам. В графе "Величина прожиточного минимума для детей в РФ" стоит величина прожиточного минимума для детей в адрес.
Вместе с тем по расчетам административного истца размер суммы задолженности на 01.06.2023 года составляет сумма (сумма прописью), что подтверждается расчетами составленных на основе информации о величине прожиточного минимума для детей в Российской Федерации. 19.06.2023 года административным истцом через портал ГосУслуг в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, а именно заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава МОСП по ВАП N 2 ГУФССП России по адрес фио подана жалоба на постановление о расчете задолженности по алиментам N 77049/23/74177 от 01.06.2023 года. В результате рассмотрения жалобы постановление N 77049/23/74177 от 01.06.2023 года оставлено в силе на основании того, что постановлением от 27.06.2023 N 77049/23/88047 о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности по алиментам N7049/23/74177 от 01.06.2023 судебным приставом-исполнителем внесены изменения в обжалуемое постановление, а именно рассчитана задолженность по алиментам за период с 01.06.2022 по 31.05.2023 исходя из прожиточного минимума для детей по Российской Федерации. С действиями судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес фио административный истец не согласен и считает их нарушающими его права.
Свои обязанности МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес по взысканию денежных средств исполнил не надлежащим образом, так как при расчетах использовал не верную величину прожиточного минимума для детей в Российской Федерации. В связи с чем административный истец просит признать постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес фио от 01.06.2023 г..N 77049/23/74177 о расчете задолженности по алиментам незаконным, обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес определить сумму задолженности плательщика алиментов Харламова Сергея Николаевича по решению Перовского суда от 15.09.2015 г..в пользу Филиновой Оксаны Борисовны в размере 1 величины прожиточного минимума для детей в Российской Федерации начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до совершеннолетия ребенка, с последующей индексацией пропорционально увеличению величины прожиточного минимума для детей в Российской Федерации. Устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем перерасчета задолженности за весь период действия исполнительных производств N 28330/21/77049-ИП от 29.01.2016 и N 429/16/77049-ИП от 29.01.2016 года, обязать административного ответчика МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, служебного пристава-исполнителя фио, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности, обязать административного ответчика МОСП по ВАП N2 УФССП России по адрес произвести замену судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству N 28330/21/77049-ИП от 29.01.2016, как не справляющегося со своими должностными обязанностями.
Решением Перовского районного суда адрес от 27 сентября 2023 года г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает, что судебный акт вынесен в нарушение норм действующего законодательства.
В суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены о слушании дела в установленном порядке, доказательств уважительности отсутствия в суд не представили, ходатайств не направили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, а также подтверждается копией материалов исполнительного производства N 28330/21/77049-ИП от 29.01.2016 года, что у судебного пристава - исполнителя МОСП по ВАП N2 ГУФССП России по адрес фио находится исполнительное производство N 28330/21/77049-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС N003511573 от 16.11.2015 года, выданного Перовским районным судом адрес. Предмет исполнения: Алименты на содержание детей в размере сумма в твердой сумме ежемесячно, в отношении должника Харламова Сергея Николаевича, паспортные данные в пользу взыскателя Филиновой Оксаны Борисовны.
Копия постановления направлена сторонам исполнительного производства, должником получена 05.02.2016 года.
01.06.2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАП N2 ГУФССП России по адрес фио было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 01.06.2022 года по 31.05.2023 года и по состоянию на 01.06.2023 года должнику определена задолженность в размере сумма.
Судебный пристав-исполнитель фио уставив допущенную ошибку в постановлении о расчете задолженности вынесла постановление от 27.06.2023 года о внесении изменений в постановление о расчете задолженности от 01.06.2023 года.
27.06.2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАП N2 ГУФССП России по адрес фио было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 01.06.2022 года по 31.05.2023 года и по состоянию на 01.06.2023 года должнику определена задолженность в размере сумма.
Указанное постановление получено должником Харламовым С.Н. 11.07.2023 года.
11.07.2023 года от взыскателя поступило заявление о привлечении должника к административной ответственности по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ за неуплату алиментов.
11.07.2023 года судебным приставом-исполнителем фио был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Харламова Сергея Николаевича по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N281 адрес от 14.07.2023 года Харламов Сергей Николаевич был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 часов.
Разрешая заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения требований, в том числе указав, что нарушений прав истца не допущено.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с положениями действующего законодательства и соответствуют установленным по делу существенным обстоятельствам. В данном случае условия, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.
Семейным кодексом Российской Федерации в статьях 80 - 83 урегулировано содержание алиментных обязательств, включая их размеры, и вместе с тем предусмотрена возможность принудительного исполнения данной обязанности путем взыскания с родителей алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке (статья 80), а также установлены способы определения судом размеров взыскиваемых алиментов: в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу алиментообязанного родителя, в твердой денежной сумме, в долях и в твердой денежной сумме одновременно (статьи 81 и 83).
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу части 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (часть 3 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с пунктом 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", вопрос о размере алиментов при его оспаривании сторонами исполнительного производства подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
В силу приведенных норм права проверка доводов как должника фио так и взыскателя фио об уменьшении (увеличении) суммы задолженности по алиментам по причине перечисления денежных средств, назначение которых не указывалось в платежных поручениях, а также денежных средств, причисленных третьими лицами в счет оплаты алиментов, может быть осуществлена исключительно судом в рамках гражданского судопроизводства, так как судебный пристав-исполнитель, законность действий, которого проверяется в рамках административного судопроизводства, при совершении исполнительских действий исходит из юридических фактов, носящих бесспорный характер, он не наделен полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров, определению правовой природы спорных сумм, перечисленных взыскателю без указания на их назначение.
Таким образом, при расчете задолженности по уплате алиментов судебный пристав-исполнитель, не разрешая вопросов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, в силу статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" на основании достоверных сведений должен определить период, за который производится соответствующий расчет, доход должника и размер сумм, уплаченных или удержанных в качестве алиментов.
Правила определения периода, за который производится расчет, установлены статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа к взысканию (пункт 1).
В силу требований подпункта 6 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу, что при вынесении постановления о расчете задолженности судебный пристав-исполнитель нарушений действующего законодательства не допустил, поскольку вынес постановление в пределах предоставленной компетенции, определилпериод за который произвел расчет заложенность по алиментам, определилразмер прожиточного минимума. Оспариваемое административным истцом постановление о расчете задолженности по алиментам в соответствии с постановлением от 27.06.2023 года, которым исправлена техническая описка, не нарушает права истца, поскольку основано на материалах исполнительного производства.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сводятся к оспариванию суммы задолженности, и наличии арифметической ошибки в расчете задолженности по алиментам начиная с 2017г.
При этом, административный истец настаивая на неверном расчете алиментов не приводит доводов (расчет), которые свидетельствовали бы о допущенных со стороны административного ответчика нарушениях.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАСРФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 27 сентября 2023 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.