Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Бубновой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1084/2023 по административному исковому заявлению Чибиляева... к военному комиссариату адрес по адрес о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета без личной явки
по апелляционной жалобе Чибиляева В.А. на решение Останкинского районного суда адрес от 9 ноября 2023 г, заслушав доклад судьи фио,
УСТАНОВИЛА:
решением Останкинского районного суда адрес от 9 ноября 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные Чибиляевым В.А. основания иска, уточненного в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, связанные с нарушением его права на снятие с воинского учета через своего представителя, действующего по нотариальной доверенности. Чибиляев В.А. утверждал, что выехал за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев, через представителя представил административному ответчику все необходимые документы для снятия с воинского учета, в чем ему незаконно было отказано 4 сентября 2023 г.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к нормам ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", регулирующих спорные правоотношения, суд принял во внимание возражения военного комиссариата адрес по адрес, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что оспариваемые действия основаны на законе.
В апелляционной жалобе Чибиляева В.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Заявитель жалобы утверждает, что нормы действующего законодательства допускают снятие с воинского учета без личной явки.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Чибиляев В.А, паспортные данные, не проходивший военную службу, имеющий звание "рядовой", с 1 декабря 2022 г. на основании трудового договора работает в адрес (л.д. 28).
13 декабря 2022 г. Чибиляев В.А. выдал доверенность фио на представление его интересов в органах государственной власти (л.д. 29-30).
4 августа 2023 г. представитель Чибиляева В.А. обратился в военный комиссариат адрес по адрес с заявлением о снятии Чибиляева В.А. с воинского учета в связи с тем, что последний более 6 месяцев проживает за пределами Российской Федерации.
22 августа 2023 г. указанное заявление было рассмотрено военным комиссаром адрес по адрес, в его удовлетворении отказано на основании ст.ст. 8 - 8.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (л.д. 10-11).
Согласно ст. 8 названного Закона постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их уведомление об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) (п. 1.2).
Организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов (п. 3 ст. 8.1).
Поставщики сведений, состав предоставляемых ими сведений в государственный информационный ресурс, а также порядок, сроки и периодичность предоставления указанных сведений определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 8.2).
Действия военного комиссариата по исполнению приведенных законоположений регламентированы п. 16(1) Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
При этом п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211 "О внесении изменений в Положение о воинском учете и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые с использованием указанных информационных ресурсов, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.
В соответствии с п. 2, п. 4 Постановления Правительства РФ от 19.04.2024 N 506 "О государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" определены следующие этапы мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" (далее соответственно - реестр воинского учета, мероприятия по ведению реестра воинского учета) и сроки их реализации:
I этап мероприятий по ведению реестра воинского учета - со дня вступления в силу настоящего постановления по 31 октября 2024 г.;
II этап мероприятий по ведению реестра воинского учета - с 1 ноября 2024 г. (п. 2).
В ходе II этапа мероприятий по ведению реестра воинского учета Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает прием реестра воинского учета, аттестацию по требованиям защиты информации, ввод его в эксплуатацию, первоначальную загрузку в реестр воинского учета сведений о гражданах, эксплуатацию и развитие реестра воинского учета (п. 4).
Согласно п.п. "в", "г" ст. 15 Положения о государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.04.2024 N 506, с использованием реестра воинского учета обеспечивается возможность:
снятия граждан с воинского учета при поступлении соответствующих сведений в реестр воинского учета в автоматизированном или ручном режиме с подписанием решения о снятии с учета усиленной квалифицированной электронной подписью военного комиссара;
снятия граждан с воинского учета в автоматизированном режиме в случае поступления сведений о смерти гражданина, а также наступления предельного возраста пребывания в запасе.
Из анализа приведенных законоположений следует, что снятие с воинского учета осуществляется с использованием государственного информационного ресурса только после с 1 ноября 2024 г, до указанной даты - без его использования. В любом случае снятие с воинского учета лиц, к категории которых относится Чибиляев В.А, закон не предусматривает через представителя по доверенности.
Изложенное позволяет не согласиться с доводами апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с правильностью указанных выше выводов суда, поскольку они подтверждаются исследованными судом доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и основаны на нормах права, которые применил суд. Существенных нарушений процессуального закона по данному делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Останкинского районного суда адрес от 9 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Останкинский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.