Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Кирюхиной М.В, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Мартюк С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Штарева В. И. к ОВК Коптевского района г.Москвы о признании незаконным и отмене решения комиссии, по апелляционной жалобе административного ответчика призывной комиссии района Коптево г.Москвы на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Штарева В.И. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения (заключения) призывной комиссии района Коптево САО г.Москвы от 20.12.2022 г. N 3-1/32 о зачислении Штарева В.И. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязав рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Штарева В.И. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абз.6 п.1 ст.28, абз.6 п.1 ст.52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и выдать военный билет. В обосновании указано, что с 01.09.2019 г. по 31.08.2022 г. истец обучался в Образовательном учреждении профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений", в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по 31.08.2022 г. С момента постановки на воинский учет истец не менял адрес регистрации, официально трудоустроен в ГБУ ТЦСО "Проспект Вернадского", вместе с тем, никаких повесток и уведомлений о необходимости явиться в военный комиссариат не получал.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2023 года постановлено: отменить заключение Призывной комиссии Коптевского района г.Москвы от 20.12.2022 года о зачислении Штарева В.И. в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложить на ОВК по Коптевскому району г.Москвы обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца, выдать Штареву В.И. военный билет.
Административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является одной из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации и может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что истец Штарев В.И, 10.12.1995 г.р, состоит на военном учете в ОВК Коптевского района г.Москвы.
До 31.08.2022 г. он имел отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в Образовательном учреждении профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений", которая предоставлена на время обучения по основанию, предусмотренному п.п."б" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - на время обучения, что подтверждается материалами личного дела, а также отметкой в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Материалы личного дела, представленные стороной административного ответчика, содержат повестку от 02.11.2022 г. о том, что Штарев В.И, 10.12.1995 г.р, после окончания действия отсрочки в порядке, установленном ч.2 ст.31 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", вызывался в военный комиссариат на 08.11.2022 г. для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу. Однако, подпись Штарева В.И. на повестке отсутствует.
В суд не представлены повестки, корешки повесток с подписью Штарева В.И, а равно иные сведения (акты отказа от подписи в повестке и т.п.), позволяющие достоверно убедиться, что принимались меры, направленные на проведение в отношение Штарева В.И. мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а административный истец в нарушение действующего законодательства от прохождения таких мероприятий уклонялся.
Заключением призывной комиссии района Коптево САО г.Москвы от 20.12.2022 г. N 3-1/32 Штарев В.И. на основании ст.28 п.1.1 ФЗ от 28.03.1998 года N 53 "О воинской обязанности и военной службе" признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.
21.02.2023 года на основании данного заключения административному истцу выдана справка взамен военного билета.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что истец от призыва на военную службу не уклонялся, за период с 2017 года по дату достижения им возраста 27 лет в его личном деле нет документов, опровергающих данное обстоятельство.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не были представлены доказательства уклонения административного истца от военной службы перед вынесением в отношении него заключения о признании его не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований; ответчиками не представлено доказательств надлежащего проведения мероприятий по призыву на военную службу в отношении призывника Штарева В.И, в частности, доказательств надлежащего направления и вручения повесток о вызове его для прохождения мероприятий по призыву на военную службу.
Оснований не согласиться с данными выводами, суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
Согласно пункту 54 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Обстоятельств вручения Штареву В.И. под расписку повесток для явки в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом в период с 31.08.2022 года по 10.12.2022 года, не установлено.
В отсутствие данных о вручении Штареву В.И. в этот период времени повестки о явке в военный комиссариат оснований считать его уклоняющимся от прохождения военной службы по призыву не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что поскольку материалы дела не содержат доказательств, указывающих, что в период с 31.08.2022 года по 10.12.2022 года Штарев В.И. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28 марта 1998 года N53-ФЗ, обращался в соответствующие органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного иска.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу призывной комиссии района Коптево г.Москвы - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.