Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Вдовиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-719/2024 (77OS0000-02-2023-018160-41) по административному исковому заявлению адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 94 698 925, 38 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 179 996 814, 40 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 275 170 531, 67 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 178 765 318, 17 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 227 448 168, 78 рублей. Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 23.07.2023 N Т-23/23, подготовленным оценщиком ООО Экспертное бюро "Таун", по состоянию на 1 января 2021 для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245 в размере 33 284 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586 в размере 76 549 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602 в размере 101 442 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609 в размере 36 415 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968 в размере 57 196 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты незавершенного строительства. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что адрес является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245, расположенного по адресу: адрес, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586, расположенного по адресу: адрес, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602, расположенного по адресу: адрес, и объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609, расположенного по адресу: адрес и объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968, расположенного по адресу: адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 установлена для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245 в размере 94 698 925, 38 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602 в размере 275 170 531, 67 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609 в размере 178 765 318, 17 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Актом об утверждении кадастровой стоимости от 27 апреля 2022 года N АОКС-77/2022/000082 установлена кадастровая стоимость для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586 по состоянию на 1 января 2021 года в размере 179 996 814, 40 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 15 апреля 2022 года.
Актом об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года N АОКС-77/2022/000031 установлена кадастровая стоимость для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968 в размере 227 448 168, 78 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 23.07.2023 N Т-23/23, подготовленный оценщиком ООО Экспертное бюро "Таун", в котором по состоянию на 1 января 2021, определена рыночная стоимость для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245 в размере 33 284 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586 в размере 76 549 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602 в размере 101 442 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609 в размере 36 415 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968 в размере 57 196 000 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФГБУ Московская областная ЛСЭ Минюста России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости от 23.07.2023 N Т-23/23, подготовленный оценщиком ООО Экспертное бюро "Таун", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 определена экспертом для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245 в размере 35 940 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586 в размере 81 482 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602 в размере 110 339 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609 в размере 37 936 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968 в размере 57 196 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 23.07.2023 N Т-23/23, подготовленном оценщиком ООО Экспертное бюро "Таун", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245 в размере 35 940 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586 в размере 81 482 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602 в размере 110 339 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609 в размере 37 936 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968 в размере 57 196 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 18 августа 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 106, 108, 111, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2245, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 35 940 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2586, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 81 482 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2602, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 110 339 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2609, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 37 936 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0009005:2968, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 57 196 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 августа 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 11 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о пересмотре кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, установив ее равной рыночной стоимости, определенной на 1 января 2021 года, в соответствии с результатами судебной экспертизы. Суд отметил, что ранее установленная кадастровая стоимость завышала налоговую базу истца, что нарушало его права как плательщика налога на имущество.