Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-809/2024 по административному исковому заявлению Суматохиной Инны Сергеевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, с кадастровыми номерами 77:01:0004018:7718, 77:01:0004018:7719, 77:01:0004018:7720, 77:01:0004018:7721, 77:01:0004018:7722, 77:01:0004018:7723, 77:01:0004018:7724, 77:01:0004018:7725, 77:01:0004018:7726, 77:01:0004018:7727, 77:01:0004018:7728, 77:01:0004018:7729, 77:01:0004018:7730, 77:01:0004018:7731, 77:01:0004018:7732 (далее - объекты недвижимости), установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 10 апреля 2023 года N038-23, подготовленном оценщиком ООО "Оценка от альфы до омеги".
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) принадлежат названные выше объекты недвижимости. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Суматохиной И.С. на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 77:01:0004018:7718, 77:01:0004018:7719, 77:01:0004018:7720, 77:01:0004018:7721, 77:01:0004018:7722, 77:01:0004018:7723, 77:01:0004018:7724, 77:01:0004018:7725, 77:01:0004018:7726, 77:01:0004018:7727, 77:01:0004018:7728, 77:01:0004018:7729, 77:01:0004018:7730, 77:01:0004018:7731, 77:01:0004018:7732, расположенные на первом, цокольном и чердачном этажах нежилого здания по адресу адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7718 в размере 22 072 455, 23 рублей;
2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7719 в размере 3 202 995, 38 рублей;
3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7720 в размере 680 429, 07 рублей;
4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7721 в размере 15 832 422, 77 рублей;
5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7722 в размере 86 995 346, 10 рублей;
6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7723 в размере 1 460 433, 13 рублей;
7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7724 в размере 3 169 803, 72 рублей;
8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7725 в размере 1 560 008, 11 рублей;
9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7726 в размере 3 368 953, 69 рублей;
10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7727 в размере 3 402 145, 36 рублей;
11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7728 в размере 3 285 974, 54 рублей;
12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7729 в размере 3 169 803, 72 рублей;
13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7730 в размере 19 234 568, 13 рублей;
14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7731 в размере 663 833, 24 рублей;
15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7732 в размере 1 991 499, 72 рублей.
Решением от 17 мая 2023 года N 245/23, принятым ГБУ "Центр имущественных платежей" в связи с выявлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года пересчитана и установлена в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7722 в размере 114 403 457, 62 рублей;
2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7724 в размере 542 177, 18 рублей;
3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7726 в размере 1 661 254, 97 рублей;
4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7727 в размере 1 677 622, 01 рублей;
5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7728 в размере 1 620 337, 36 рублей;
6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7729 в размере 1 563 052, 70 рублей;
7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7730 в размере 3 289 965, 22 рублей;
8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7731 в размере 113 544, 96 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт от 10 апреля 2023 года N038-23 подготовленные оценщиком ООО "Оценка от альфы до омеги", в котором по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость объектов недвижимости в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7718 в размере 6 288 107 рублей;
2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7719 в размере 1 603 415 рублей;
3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7720 в размере 415 966 рублей;
4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7721 в размере 6 449 231 рублей;
5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7722 в размере 23 331 356 рублей;
6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7723 в размере 663 595 рублей;
7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7724 в размере 1 303 279 рублей;
8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7725 в размере 650 542 рублей;
9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7726 в размере 986 012 рублей;
10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7727 в размере 994 250 рублей;
11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7728 в размере 965 349 рублей;
12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7729 в размере 936 301 рублей;
13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7730 в размере 4 327 358 рублей;
14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7731 в размере 309 082 рублей;
15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7732 в размере 1 060 068 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке от 10 апреля 2023 года N038-23 подготовленный оценщиком ООО "Оценка от альфы до омеги", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость нежилых зданий не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7718 в размере 10 109 729 рублей;
2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7719 в размере 2 919 918 рублей;
3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7720 в размере 635 422 рублей;
4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7721 в размере 14 433 167 рублей;
5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7722 в размере 114 083 000 рублей;
6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7723 в размере 896 717 рублей;
7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7724 в размере 1 946 283 рублей;
8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7725 в размере 666 319 рублей;
9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7726 в размере 2 106 112 рублей;
10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7727 в размере 2 106 112 рублей;
11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7728 в размере 2 106 112 рублей;
12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7729 в размере 2 106 112 рублей;
13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7730 в размере 6 893 000 рублей;
14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7731 в размере 282 504 рублей;
15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7732 в размере 1 815 493 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Возражения представителя административного истца на заключение эксперта не подтверждают наличие ошибок в заключении эксперта и являются исключительно его субъективным мнением, не основанном на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на представленные административным истцом возражения, эксперт дал развернутые и полные пояснения, письменный текст которых приобщен к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд доверяет, по причинам изложенным выше, полностью опровергают доводы административного истца о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 10 апреля 2023 года N038-23, подготовленном оценщиком ООО "Оценка от альфы до омеги" опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Несмотря на то, что размер рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7724 в размере 1 946 283 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7726 в размере 2 106 112 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7727 в размере 2 106 112 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7728 в размере 2 106 112 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7729 в размере 2 106 112 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7730 в размере 6 893 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7731 в размере 282 504 рублей, превышает их кадастровую стоимость, необходимо отказать в удовлетворении заявленных требований в данной части, поскольку правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения его положения как налогоплательщика, по смыслу законодательства не может быть ухудшено.
При таком положении суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления Суматохиной И.С, в указанной части требований, полагает установленный размер кадастровой стоимости для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7724 в размере 542 177, 18 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7726 в размере 1 661 254, 97 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7727 в размере 1 677 622, 01 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7728 в размере 1 620 337, 36 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7729 в размере 1 563 052, 70 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7730 в размере 3 289 965, 22 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7731 в размере 113 544, 96 рублей, отвечающим интересам административного истца, иной размер рыночной стоимости в пределах кадастровой стоимости не доказан.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 26 июня 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Суматохиной Инны Сергеевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в следующем размере:
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7718 в размере 10 109 729 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7719 в размере 2 919 918 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7720 в размере 635 422 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7721 в размере 14 433 167 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7722 в размере 114 083 000 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7723 в размере 896 717 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7725 в размере 666 319 рублей;
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004018:7732 в размере 1 815 493 рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 июня 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 16 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд частично удовлетворил иск о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений, установив ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года. Судебная экспертиза опровергла представленные истцом данные о рыночной стоимости, однако установленные размеры кадастровой стоимости были скорректированы в соответствии с выводами эксперта. В остальной части иск был отклонен.