Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Мелихове М.Н, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабича Глеба Олеговича о признании недействующим пункта 2.4 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 28 мая 2024 года N 88/1,
УСТАНОВИЛ:
Московская городская избирательная комиссия (далее также -Городская комиссия) решением от 28 мая 2024 года N 88/1 утвердила Инструкцию о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы (далее также - Инструкция), которая была опубликована в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" (http://mosgorizbirkom.ru).
Пунктом 2.4 Инструкции предусмотрено, что минимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц при проведении выборов депутатов Московской городской Думы составляет 450 рублей.
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2024 года N 56 на 8 сентября 2024 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы восьмого созыва.
Бабич Г.О. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.4 Инструкции, в обоснование требований указав, что им было подано заявление о самовыдвижении кандидатом по одномандатному избирательному округу N 33 на выборах депутатов Московской городской Думы восьмого созыва, а также открыт специальный избирательный счет в целях формирования избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании. При этом на специальный избирательный счет административного истца поступали пожертвования, в том числе суммами менее 450 рублей, которые он не может использовать для финансирования своей избирательной кампании.
По мнению административного истца, оспариваемое им положение Инструкции противоречит пункту 10 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), согласно которому минимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц может быть установлен только законом, и не может устанавливаться решениями избирательных комиссий.
Административный истец Бабич Г.О, его представитель Клыга А.А. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, в том числе по адресам электронной почты, указанных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как адрес для получения судебных извещений.
Представитель Московской городской избирательной комиссии по доверенности Перевезенцева И.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив Инструкцию в оспариваемой части на соответствие федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Цветковой О.В, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом, 8 июня 2024 года административным истцом в окружную избирательную комиссию по выборам депутата Московской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 поданы документы об уведомлении о самовыдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 57 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее также - Избирательный кодекс города Москвы, Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38) для кандидатов в депутаты Московской городской Думы, выдвинутых по одномандатным округам.
Согласно части 4.1 статьи 57 Избирательного кодекса города Москвы минимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, выборов в органы местного самоуправления - устанавливается Городской комиссией в пределах от 1 до 3 процентов прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Как было указано выше, обжалуемым пунктом 2.4 Инструкции установлен минимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц при проведении выборов депутатов Московской городской Думы - 450 рублей.
В такой ситуации административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемой в части Инструкцией, и имеет право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя полномочия Городской комиссии на принятие оспариваемого нормативного акта, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации; участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок; осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (подпункты "в", "л.1" и "м" пункта 10).
Согласно пункту 11 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Пунктом 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38 порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается Городской комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Городской комиссией.
Согласно частям 1, 2 статьи 6, пункту 25 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" (далее также - Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23) Московская городская избирательная комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами города Москвы. Городская комиссия принимает нормативные акты в форме решений Городской комиссии, которые обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий. Городская комиссия в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции, разъяснения и иные акты по вопросам единообразного применения законодательства города Москвы о выборах, референдумах.
В силу части 6 статьи 6 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 официальным изданием Городской комиссии является электронное периодическое издание "Вестник Московской городской избирательной комиссии". Решения, акты, официальная информация Городской комиссии публикуются в установленные законодательством сроки в официальных изданиях Городской комиссии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая в части Инструкция принята уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка ее опубликования. Инструкция в полном соответствии с положениями статьи 9 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 принята на правомочном заседании Городской комиссии необходимым для принятия такого рода решений количеством голосов, что подтверждается выпиской из протокола заседания от 28 мая 2024 года N 88.
Суд также приходит к выводу, что, вопреки утверждению административного истца, оспариваемое нормативное положение пункта 2.4 Инструкции федеральным законам и иным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, не противоречит.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предельный размер расходования средств избирательных фондов, которое может осуществляться до регистрации кандидата, списка кандидатов, составляет 30 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Законом может быть установлен минимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, который не может составлять более 3 процентов от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы минимальный предел для пожертвования гражданином и юридическим лицом в избирательный фонд кандидата на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации в размере не более 3 процентов от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии с вышеприведенными нормативными положениями частью 4.1 статьи 57 Избирательного кодекса города Москвы определены пределы минимального размера добровольных пожертвований граждан и юридических лиц при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, выборов в органы местного самоуправления в пределах от 1 до 3 процентов прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Одновременно названной нормой предусмотрено, что минимальный размер добровольных пожертвований в указанных пределах устанавливается Городской комиссией.
Соответствующие положения Избирательного кодекса города Москвы, наделяющие Городскую комиссию правом на определение точного размера минимального добровольного пожертвования в избирательный фонд в пределах, установленных законом субъекта Российской Федерации, недействующими не признаны.
Реализуя предусмотренные Избирательным кодексом города Москвы полномочия, Городская комиссия установиламинимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц при проведении выборов депутатов Московской городской Думы в размере 450 рублей, что составляет 2, 91% прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", и, как следствие, не превышает 3 процентов прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
В такой ситуации оспариваемое административным истцом нормативное предписание соответствует как положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, так и положениям Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В такой ситуации, принимая во внимание, что оспариваемые административным истцом нормативные положения приняты в пределах компетенции Московской городской избирательной комиссии, с учетом и в строгом соответствии с требованиями регионального и федерального избирательного законодательства, без нарушения прав и свобод административного истца, а также были обнародованы и введены в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания их недействующими.
Соответственно не подлежат удовлетворению требования о возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности отменить оспариваемый пункт 2.4 Инструкции как вытекающие из основного требования, в удовлетворении которого отказано.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Бабича Глеба Олеговича отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействующим пункта Инструкции, устанавливающего минимальный размер добровольных пожертвований для кандидатов на выборах в Московскую городскую Думу. Суд установил, что оспариваемое положение соответствует федеральному и региональному законодательству и не нарушает прав истца, так как было принято в пределах компетенции избирательной комиссии.