Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Вологды Аникиной Е.А. на вступившие в законную силу постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 07 июня 2023 года, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21 августа 2023 года и решение судьи Вологодского областного суда от 18 октября 2023 года, вынесенные в отношении Администрации города Вологды по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 07 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21 августа 2023 года и решением судьи Вологодского областного суда от 18 окттября 2023 года, Администрации города Вологды признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации города Вологда Аникина Е.А. выражает несогласие с приведенными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на наличие оснований для прекращения производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 07 августа 2013 года на основании заявления взыскателя и исполнительного листа N от 15.02.2013, выданного Вологодским городским судом Вологодской области по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу N, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N в отношении Администрации города Вологды о возложении обязанности предоставить ФИО1, ФИО2 по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г.Вологде, по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв. м.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Администрация города Вологды неоднократно обращалась в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.
27.08.2013 в связи с неисполнением решения суда в установленный срок для добровольного исполнения судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации города Вологды исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 30.09.2013 уменьшен размер исполнительского сбора до 3750 рублей.
В отношении Администрации 11.12.2015 составлялся протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.12.2015 начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области Администрация города Вологды привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В дальнейшем должнику неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должником исполнены не были.
30 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда - до 05.05.2023.
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем, решение суда не исполнено, что послужило основанием для привлечения Администрации города Вологды к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В настоящей жалобе защитник администрации города Вологда в числе прочих доводов заявляет о необоснованности привлечения администрации к административной ответственности со ссылкой на то, что имеются основания для прекращения производства по делу. В частности, указано на то, что семье взыскателя ФИО1 неоднократно предлагались благоустроенные жилые помещения, соответствующее требованиям судебного акта, а также предлагалось рассмотреть возможность изменения порядка и способа исполнения судебного акта путем предоставления денежной выплаты на покупку жилого помещения, от которой взыскатель отказался.
Аналогичные доводы защитник администрации города Вологда приводил на предыдущих стадиях производства по делу (л.д.3 - 5, 73 - 75).
Однако судебными инстанциями указанным доводам защитника и обстоятельствам, на которые он ссылался в ходе рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, надлежащая оценка не дана.
Судьей районного суда ссылка Администрации города Вологды на отказ взыскателя от предложенного жилья отклонена, поскольку семье взыскателя были предложены жилые помещения, не соответствующие санитарно-техническим требованиям. Между тем, в решении судьи районного суда отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие, что все предложенные ФИО1 Администрацией города Вологды жилые помещения не соответствовали санитарно-техническим требованиям.
Администрация города Вологды привлечена к ответственности за неисполнение исполнительного документа в срок до 05 мая 2023 года, установленный постановлением 30 марта 2023 года. Администрацией города Вологды представлены доказательства, которые, по мнению лица, привлекаемого к административной ответственности, доказывают то, что ФИО1 в 2019 - 2023 годах неоднократно предлагались жилые помещения, соответствующие требованиям исполнительного документа. Однако, судом данным доказательствам надлежащая оценка не дана.
Подобное рассмотрение жалоб в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21 августа 2023 года и решение судьи Вологодского областного суда от 18 октября 2023 года, вынесенные в отношении администрации города Вологда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - возвращению в Вологодский городской суд Вологодской области на новое рассмотрение жалобы на постановление должностного лица.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21 августа 2023 года и решение судьи Вологодского областного суда от 18 октября 2023 года, вынесенные в отношении Администрации города Вологды по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело в Вологодский городской суд Вологодской области на новое рассмотрение жалобы на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 07 июня 2023 года.
Судья Третьего кассационного суда К.В.Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административная ответственность за неисполнение требований исполнительного документа была наложена на администрацию города, однако судебные акты, подтверждающие это, содержат процессуальные нарушения. Дело возвращено на новое рассмотрение для всестороннего анализа представленных доказательств и доводов защитника.