Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-527/2023) по кассационной жалобе ООО "Жилкомсервис" и кассационному представлению прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 2 октября 2023г. (N33а-5323/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" о признании недействующим постановления администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" от 19 декабря 2022г. N 1376-па "Об утверждении карт-схем границ прилегающих территорий для отдельных объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования "Город Новодвинск".
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" от 19 декабря 2022г. N 1376-па(далее- постановление N1376-па) утверждены карты-схемы границ прилегающих территорий для земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", согласно которым обозначены границы земельных участков и границы прилегающих территорий для многоквартирных домов N и N по "адрес", объекта коммунального хозяйства по "адрес", трансформаторной подстанции ТП N по адресу: "адрес", детского сада "Лесовичок" (1 корпус) по адресу: "адрес"
Первоначальный текст постановления N1376-па опубликован 19 декабря 2022г. на официальном сайте администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Жилкомсервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" о признании недействующим постановления N1376-па.
В обоснование указано, что являясь управляющей организацией, общество осуществляет обслуживание многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, перечисленных в оспариваемом постановлении. Данным постановлением на собственников многоквартирных домов в лице управляющей организации возлагается обязанность выполнения работ по содержанию прилегающих территорий, в состав которых включены элементы улично-дорожной сети (проезды), не входящих в общее имущество собственников многоквартирных домов, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 22 мая 2023г. административный иск ООО "Жилкомсервис" удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 2 октября 2023г. решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 22 мая 2023г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска ООО "Жилкомсервис" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Жилкомсервис" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 2 октября 2023г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 2 октября 2023г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы кассационного представления не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Как у следует из материалов административного дела, постановлением администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" от 19 декабря 2022г. N 1376-па утверждены карты-схемы границ прилегающих территорий для земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", согласно которым обозначены границы земельных участков и границы прилегающих территорий для многоквартирных домов N и N по "адрес", объекта коммунального хозяйства по адресу: "адрес", трансформаторной подстанции ТП N по адресу: "адрес", в районе "адрес", детского сада "Лесовичок" (1 корпус) по адресу: "адрес"
Управление данными многоквартирными домами осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из оспариваемого постановления об утверждении карт-схем прилегающих территорий следует, что прилегающие территории для сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, находящихся под многоквартирными домами "данные изъяты" по "адрес", включают в себя дворовый проезд.
Удовлетворяя требования ООО "Жилкомсервис", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при определении границ прилегающих территорий к земельным участкам под многоквартирными домами допущено наложение данных территорий с землями, занятыми элементами улично-дорожной сети, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление принято администрацией городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения их в действие, в том числе правил опубликования. Спор по данным основаниям отсутствует.
В тоже время суд апелляционной инстанции полагал, что по делу отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении административного иска ООО "Жилкомсервис" обоснованно отказал по следующим основаниям.
В пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что прилегающей территорией признается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий городских и сельских поселений Архангельской области, городских и муниципальных округов Архангельской области устанавливается главой VII.5 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004г. N259-внеоч.-03 "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" (далее-Закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.5.2 данного Закона границы прилегающих территорий определяются от границ земельных участков, образованных в установленном земельным законодательством порядке, если к таким земельным участкам прилегает территория общего пользования, либо от периметра зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, которые не образованы в установленном земельным законодательством порядке, если к таким зданиям, строениям, сооружениям прилегает территория общего пользования, с соблюдением следующих требований:
1) в отношении каждого здания, строения, сооружения, земельного участка могут быть определены границы только одной прилегающей территории;
2) не допускается установление общей прилегающей территории для двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков;
3) не допускается наложение прилегающих территорий зданий строений, сооружений, земельных участков с прилегающими территориями сопредельных зданий, строений, сооружений, земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 7.5.5 названного Закона границы прилегающих территорий закрепляются на картах-схемах границ прилегающих территорий, утверждаемых муниципальными правовыми актами местных администраций муниципальных образований на основании правил благоустройства.
В пункте 5 статьи 7.5.5 приведенного Закона указано, что при закреплении границ прилегающих территорий в них могут быть включены земли, занятые тротуарами, газонами, водными объектами, пляжами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, другие земли общего пользования, за исключением земель, занятых проезжей частью автомобильных дорог, элементов улично-дорожной сети (улиц, проспектов, магистралей, площадей, бульваров, трактов, набережных, шоссе, переулков, проездов, тупиков и иных элементов улично-дорожной сети) (абзац первый).
Если при закреплении границ прилегающих территорий происходит наложение прилегающих территорий зданий, строений, сооружений, земельных участков с землями, занятыми проезжей частью автомобильных дорог, элементами улично-дорожной сети (улиц, проспектов, магистралей, площадей, бульваров, трактов, набережных, шоссе, переулков, проездов, тупиков и иных элементов улично-дорожной сети), границы прилегающих территорий закрепляются по границе соответствующих проезжих частей автомобильных дорог, элементов улично-дорожной сети (абзац второй).
Аналогичный порядок закрепления границ прилегающих территорий определен в статье 38.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Город Новодвинск" от 21 февраля 2008г. N 143.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации для установления границ территорий общего пользования осуществляется подготовка проектов планировки территории.
Делая вывод о том, что при определении границ прилегающих территорий к земельным участкам под многоквартирными домами допущено наложение данных территорий с землями, занятыми улично-дорожной сети, суд первой инстанции не учел, что постановлением администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" от 14 марта 2023г. N 227-па утверждена карта-схема пешеходных коммуникаций на территории, прилегающей к многоквартирным домам "данные изъяты" по "адрес", согласно которой земли, занятые дворовым проездом вдоль данных многоквартирных домов, отнесены к пешеходным коммуникациям.
Оспариваемая карта-схема границ прилегающих территорий соответствует генеральному плану городского округа Архангельской области "Город Новодвинск", утвержденному постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 24 мая 2023г. N 18-п, согласно пункту 6.7.3 которого внутриквартальные и внутридворовые проезды, в том числе располагаемые на прилегающих территориях, не относятся к объектам улично-дорожной сети.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" от 19 декабря 2022г. N1376-па является законным, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации) нормам материального права, в том числе и региональным нормам, не противоречит.
В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения административного иска ООО "Жилкомсервис" не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении приведенных норм материального права.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационном представлении прокурора по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 2 октября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Жилкомсервис", кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 2 октября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 июля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.