Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е. и Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-7902/2023) по кассационной жалобе Милюковой "данные изъяты" на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 февраля 2024г. (N33а-318/2024) по административному исковому заявлению Милюковой "данные изъяты" к Департаменту градостроительства Администрации города Вологды, Администрации города Вологды об оспаривании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Милюкова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства Администрации города Вологды, в котором просила признать незаконным Распоряжение начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 07 июля 2022г. N1287; восстановить её на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Город Вологда" Вологодской области.
В обоснование указала, что она, как многодетная мать, в соответствии с Законом Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03 "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. 10 июня 2022г. Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1500 кв.м, расположенного на территории городского округа. 07 июля 2022г. ей отказано в предоставлении данного земельного участка, поскольку право на бесплатное получение земельного участка реализовано ранее её супругом. Считает данный отказ незаконным, поскольку ранее земельный участок предоставлялся ее супругу по другим основаниям, кроме того, предоставленный земельный участок находится в зоне подтопления реки Кубена и для индивидуального жилищного строительства не пригоден.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 05 октября 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 февраля 2024г, в удовлетворении административного иска Милюковой О.Н. отказано.
В кассационной жалобе Милюкова О.Н. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Милюкова О.Н. со своим супругом ФИО5 являются родителями 3 "данные изъяты" детей: "данные изъяты"
24 апреля 2018г. распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды N 501 Милюкова О.Н. поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа города Вологды Вологодской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 08.04.2015 N 3627-03.
09 февраля 2022г. Администрацией Усть-Кубинского муниципального района супругу административного истца (Милюкову А.В.) на основании пункта 4 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", площадью 2062 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты"
22 апреля 2022г. постановлением Администрации города Вологды N 576 по заявлению Милюковой О.Н. предварительного согласовано предоставление в собственность земельного участка N 13, площадью 1500 кв.м по улице Новаторов в границах квартала "данные изъяты" в зоне Ж1, предназначенной для "индивидуального жилищного строительства", при этом утверждена схема расположения данного земельного участка (л.д. 68-69).
10 июня 2022г. Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты"
07 июля 2022г. распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды ФИО7 N 1287 Милюковой О.Н. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа города Вологды на основании пункта 3 части 5 статьи 9 Закона Вологодской области от 08.04.2015 N 3627-03, поскольку право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законом реализовано ранее; одновременно с этим Милюкова О.Н. снята с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании части 5 (1) статьи 7 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03; постановление Администрации города Вологды от 22 апреля 2022г. N 576 "О предварительном согласовании предоставления в собственность Милюковой О.Н. земельного участка по улице Новаторов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" признано утратившим силу.
Отказывая в удовлетворении административного иска Милюковой О.Н, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Вологодской области от 08 апреля 2015г. N3627-03 носит льготный характер, предоставляется однократно в интересах всей семьи, поэтому после получения бесплатно в собственность супругом административного истца (Милюковым А.В.) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", Милюкова О.Н. утратила право на повторное бесплатное получение земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным Законом Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Условия и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Вологодской области регламентирован Законом Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03 "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" (далее Закон Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03).
В силу частей 1, 4 статьи 2 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N3627-03 предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего закона области, осуществляется или для индивидуального жилищного строительства, или для ведения садоводства, или для ведения личного подсобного хозяйства. Предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, указанным в статье 1 настоящего закона области, осуществляется однократно. Гражданам, имеющим право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего закона области, земельный участок предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Частью 4 статьи 3 вышеуказанного Закона определено, что в целях обеспечения однократного предоставления земельных участков в собственность бесплатно уполномоченные органы осуществляют проверку сведений, содержащихся в реестре, в отношении граждан, состоящих на учете, о получении такими гражданами земельного участка либо единовременной денежной выплаты при принятии следующих решений: 1) о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно; 2) о направлении уведомления о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно; 3) о направлении уведомления о возможности предоставления единовременной денежной выплаты взамен земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 1, части 3 статьи 4 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N3627-03 следует, что бесплатное предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, является мерой социальной поддержки, предоставляемой многодетной семье, поэтому с заявлением о постановке на учет вправе обратиться один из родителей - лицо, на чье имя выдано удостоверение многодетной семьи.
Согласно пункту 3 части 5 статья 9 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в случаях, если: право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральными законами и законами области реализовано ранее, за исключением случаев предоставления земельных участков в соответствии с законом области от 28 декабря 2018г. N4476-03 "Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области".
В соответствии со статьей 44 Устава городского округа города Вологды, органом, уполномоченным на предоставлении земельных участков в собственность граждан на территории муниципального образования, является Администрация г. Вологды, реализующая свои полномочия в сфере земельных отношений через свой функциональный орган Департамент градостроительства, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Вологды от 16 июня 2016г. N 683.
Доводы о том, что полученный супругом административного истца земельный участок не предназначен для возведения объектов капитального строительства, так как находится в зоне подтопления и в водоохранной зоне реки Кубена, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Положения пункта 3 части 5 статья 9 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03 предусматривают, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в случаях, если право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральными законами и законами области реализовано ранее, за исключением случаев предоставления земельных участков в соответствии с законом области от 28 декабря 2018г. N 4476-03 "Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (по программе "Вологодский гектар").
Приведенные заявителем обстоятельства, связанные с непригодностью использования ранее предоставленного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не отнесены законом к исключениям, при которых допускается повторное предоставление земельных участков на льготных основаниях.
Как правильно отметил суд первой инстанции, на предоставленном супругу административного истца (Милюкову А.В.) в собственность бесплатно земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07 июля 2003г. N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Положения статей 65, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, ограничивая хозяйственную деятельность на земельных участках в пределах прибрежной защитной полосы и зоны подтопления, не содержат запрета на осуществление на данных участках жилищного строительства с соблюдением установленных ограничений.
Последующее изменение правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" вида разрешенного использования земельного участка с "личного подсобного хозяйства" на "благоустройство территории" не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления, поскольку такие изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 августа 2022г, то есть после принятия обжалуемого распоряжение от 07 июля 2022г. N1287. Кроме того, пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставляет правообладателю земельного участка изменять виды его разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и положения регионального законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, так как право на получение в собственность бесплатно земельного участка семьей административного истца уже реализовано.
Возможность повторного предоставления земельного участка в собственность бесплатно лицам, в том числе имеющим трех и более детей, которым уже предоставлен земельный участок бесплатно по иным основаниям, противоречит принципу однократности передачи земельного участка в собственность на льготных основаниях и препятствует реализации прав других лиц на однократное и своевременное получение земельных участков.
Утверждения Милюковой О.Н. об ошибочности выводов о том, что она не отвечает критериям лиц, нуждающихся в жилых помещениях, вследствие чего не имеет право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Вологодской области от 29 июня 2005г. N 1307-03, во внимание приняты быть не могут и сами по себе отмену судебного акта не влекут.
Действительно, Милюкова О.Н. принята на учет 24 апреля 2018г, а поправки в Закон Вологодской области N3627-03, связывающие возможность предоставления земельного участка на льготных основаниях с наличием оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вступили в силу лишь с 01 июля 2018г. (часть 2 статьи 2 Закона Вологодской области от 28 декабря 2017г. N 4271-03 "О внесении изменений в закон области "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области").
Таким образом, 24 апреля 2018г. при постановке на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Вологодской области, Милюкова О.Н. не должна была соответствовать критериям лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, основание оспариваемого отказа в предоставлении Милюковой О.Н. земельного участка в собственность бесплатно заключалось не в том, что она не соответствует критериям лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а в том, что (как указано в пункте 3 части 5 статьи 9 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03) право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законом уже реализовано ранее.
Поскольку основание, предусмотренное пунктом 3 части 5 статьи 9 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015г. N 3627-03, нашло свое достоверное доказательственное подтверждение в ходе судебного разбирательства, то вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 февраля 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу Милюковой "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 15 февраля 2024г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 июля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.