Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Снегирёва Е.А, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда от 17 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 февраля 2024 г. по гражданскому делу N 2-6677/2023 по иску прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах ФИО1, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, Фонду Пенсионного и социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО5, объяснения представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Перхина Д.С, действующего по доверенности от 27 декабря 2023 г, представителя прокуратуры г. Петрозаводска - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мазиной О.Н, действующей на основании доверенности от 9 февраля 2024 г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Петрозаводска в интересах ФИО1 обратился в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации по тем основаниям, что ФИО1 является инвалидом 1 группы бессрочно, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида N 409.1.10/2023 (далее ИПРА N 409.1.10/2023) она поставлена на учёт в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению: креслом-коляской с ручным приводом комнатным (для инвалидов и детей инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочным (для инвалидов и детей инвалидов), впитывающими простынями (пеленками), подгузниками для взрослых в размере "L", креслом-стулом с санитарным оснащением. Вместе с тем, ФИО1 указанные технические средства реабилитации не предоставлены.
Ссылаясь на то, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении технических средств реабилитации, нарушены права истца как инвалида, по изложенным в иске основаниям, истец просил суд возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия обязанность обеспечить ФИО1 в соответствии с ИПРА N 409.1.10/2023: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сидения: 48 см; глубина сидения: 44 см; высота спинки 50 см; высота подлокотника: 24 см; высота подножки: 10 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: жесткое; вид локотника: регулируемы по высоте; подножка: регулирующаяся по высоте; приспособления: держатели для ног, нагрудный ремень, поясной ремень: 1 шт, объем бёдер: 100 см); креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сидения: 48 см; глубина сидения: 44 см; высота спинки 50 см; высота подлокотника: 24 см; высота подножки: 10 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: жесткое; вид подлокотника: регулируемый по высоте; подножка: регулирующаяся по высоте; приспособления: держатели для ног, нагрудный ремень, поясной ремень: 1 шт, объем бёдер: 100 см); впитывающими простынями (пелёнками) размером не менее 60 на 90 (впитываемостью от 1200 до 1900 мл): 1 шт. в сутки; подгузниками для взрослых размер "L" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г..: 2 шт. в сутки; кресло-стулом с санитарным оснащением (без колёс) (ширина сиденья: 48 см, глубина сиденья: 44 см); возложить на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязанность выделить отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия денежные средства на закупку: кресла-коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов), кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей инвалидов), впитывающих
простыней пеленок), подгузников для взрослых в размере "L", кресла-стула с санитарным оснащением (без колёс); взыскать с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. солидарно.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, ФИО6
Решением Петрозаводского городского суда от 17 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 февраля 2024 г, исковые требования удовлетворены частично.
С отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 30 000 руб.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности совершить определенные действия и в иске к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие материального истца, третьих лиц. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено материалами дела, ФИО1 является инвалидом 1 группы бессрочно, в соответствии с ИПРА N 409.1.10/2023 от 10 мая 2023 г, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Карелия" Минтруда России, определена нуждаемость ФИО1 в следующих технических средствах реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатным (для инвалидов и детей инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочным (для инвалидов и детей инвалидов), впитывающими простынями (пеленками), подгузниками для взрослых в размере "L", креслом-стулом с санитарным оснащением.
Исполнителем проведения мероприятий медицинской реабилитации указано Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
11 мая 2023 г. ФИО1 обратилась в Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия для постановки на учет на получение подгузников для взрослых, размер "L", впитывающих простыней (пеленок), кресла-коляски с ручным приводом прогулочного (для инвалидов и детей-инвалидов), кресла-коляски с ручным приводом комнатного (для инвалидов и детей-инвалидов), кресла-стула с санитарным оснащением (без колес).
В связи с тем, что технические средства реабилитации не были предоставлены, по обращению ФИО1 прокуратурой г. Петрозаводска проведена проверка.
По результатам проведённой проверки был установлен факт ненадлежащего обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации.
Согласно информации, предоставленной ОСФР по Республике Карелия в прокуратуру г. Петрозаводска 4 августа 2023 г, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Отделением Фонда в течение календарного года в объёме финансовых средств, выделенных отделению Фонда на соответствующее обеспечение. Так, отделением Фонда заключены государственные контракты N 98-3-10-23 от 17 апреля 2023 г. на поставку инвалидам в 2023 г. кресел-колясок, N 96-1-10-23 от 17 апреля 2023 г. на поставку инвалидам кресел-стульев с санитарным оснащением, по указанным государственным контрактам средства реабилитации были распределены между гражданами, подавшими заявления на обеспечение ранее ФИО1; а также государственные контракты от 31 июля 2023 г. на поставку впитывающих простыней (пелёнок) (с ООО "Опора-Север") и от 1 августа 2023 г. на поставку подгузников для взрослых (с филиалом "Петрозаводский" АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие"). При выделении дополнительных ассигнований и при условии заключения государственных контрактов истец будет обеспечена необходимыми техническими средствами реабилитации.
В рамках исполнения контрактов в адрес ФИО1 9 августа 2023 г. и 4 сентября 2023 г. отправлены направления на получение абсорбирующего белья (пелёнок) в количестве 90 шт. и подгузников для взрослых в количестве 120 шт, соответственно, указанное было получено истцом 24 августа 2023 г. и 6 сентября 2023 г.
Также из материалов дела следует, что 24 октября 2023 г. в адрес ФИО1 отправлено направление N 25177412 на получение кресла- коляски с ручным приводом комнатного (для инвалидов и детей-инвалидов) (1 шт.), а также направление N 25177440 на получение кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей- инвалидов) (1 шт.).
9 ноября 2023 г. ФИО1 были получены кресла-коляски, управляемые пациентом/сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса.
25 октября 2023 г. в адрес ФИО1 отправлено направление на получение кресла-стула с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.), 17 ноября 2023 г. кресло-стул с санитарным оснащением был получен ею.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 46 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), статьи 8 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 (далее - Правила обеспечения), исходил из того, что ФИО1 обеспечена необходимыми техническими средствами реабилитации, а именно: подгузниками для взрослых, абсорбирующим бельем 24 августа и 6 сентября 2023 года, в ноябре 2023 г. ФИО1 получены коляски и кресло-стул, в связи с чем пришёл к выводу о том, что требование истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца указанными техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА N 409.1.10/2023 удовлетворению не подлежит, предмет спора в данной части в настоящее время отсутствует.
В указанной части судебные постановления в кассационном порядке не обжалуются, в связи с чем, согласно положениям статьи 379.6 ГПК РФ, не подлежат проверке.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал, что ФИО1 была лишена права на временное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с требованиями Правил обеспечения, поскольку извещение о проведении закупки соответствующего технического средства должно быть размещено уполномоченным органом в информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных с даты подачи инвалидом заявления (истцом подано заявление 11 мая 2023 г.), срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключённого с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 151, 1069, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статей исходил из принципов разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, учитывая индивидуальные особенности истца, её возраст, необходимость в обеспечении её средствами реабилитации, степень нравственных и физических страданий, период времени не обеспечения инвалида необходимыми средствами реабилитации, пришёл к выводу о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, правильно применённым судами нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", моральный вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Исходя из предназначения социального государства, каковым является Российская Федерация, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, действующего в интересах ФИО1, о компенсации морального вреда, суды, правильно применив материальный закон, пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу ФИО1 компенсации морального вреда, поскольку право определённых категорий граждан-инвалидов на такую меру социальной поддержки, как обеспечение техническими средствами реабилитации, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Размер компенсации морального вреда в размере 30 000 руб. определён судами с учетом длительности нарушения права, индивидуальных особенностей истца, а также требований разумности и справедливости.
Доводу стороны ответчика об отсутствии вины пенсионного органа в несвоевременном обеспечении истца средствами реабилитации по причине контрактной системы заключения в апелляционном определении дана соответствующая оценка, которая не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (проведение конкурса или электронного аукциона). Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции, ввиду отсутствия финансирования извещение о проведении закупочных процедур было размещено ответчиком после доведения лимитов бюджетных обязательств в сентябре 2023 г, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 5 Правил обеспечения, которые предписывают соответствующие действия произвести в 30-дневный срок с момента обращения инвалида в территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, что соответствует дате 11 июня 2023 г.
Ссылка кассатора на то, что нарушены имущественные права ФИО1, не предполагающие выплату ей компенсации морального вреда, не состоятельна, поскольку предоставление средств реабилитации является условием жизнеобеспечения инвалида и не может в связи с этим расцениваться исключительно как реализация её имущественных потребностей.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия совершило все необходимые действия для обеспечения ФИО1 необходимыми техническими средствами реабилитации, однако инвалид не был обеспечен данным средством реабилитации ввиду отсутствия у Отделения денежных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Довод кассационной жалобы о непредставлении в дело доказательств об ухудшении состояния здоровья ФИО1 не свидетельствует о неправомерности взыскания компенсации морального вреда, так как факт причинения такого вреда обусловлен нарушением права на реабилитацию инвалида.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда от 17 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.