Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Телятниковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6667/2023 по иску Ишова Ивана Григорьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, по кассационной жалобе Ишова Ивана Григорьевича на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 17 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области по доверенности Поклонцевой О.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ишов И.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее ОСФР по Вологодской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее УФНС России по Вологодской области), в котором с учётом уточнения просил возложить на ОСФР по Вологодской области обязанность принять решение о возврате ему излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 121 299 рублей 36 копеек, за 2015 год - 117 628 рублей 19 копеек, за 2016 год - 123 872 рубля 98 копеек, на УФНС России по Вологодской области возложить обязанность принять такое решение по взносам за 2017 год в размере 160 347 рублей 59 копеек и вернуть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014-2017 год в размере 523 148 рублей 12 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ОСФР по Вологодской области от 13 февраля 2023 г. N 045Р07230000230 ему отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 123 872 рублей 98 копеек в связи с истечением трёхлетнего срока, предусмотренного для возврата этой суммы.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 6 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 17 января 2024 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Истцу судебное извещение вручено 11 июня 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 16 мая 2024 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, с 16 ноября 2001 г. по 25 мая 2018 г. Ишов И.Г. являлся индивидуальным предпринимателем, основным видом которого являлись распиловка и строгание древесины, плательщиком единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (л.д.17-19).
Платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование произведены им платёжными поручениями N 46 от 4 марта 2015 г. в размере 121 299 руб. 36 коп. (за 2014 год), N 42 от 9 марта 2016 г. в размере 130 275 руб. 60 коп, N 65 от 20 марта 2017 г. в размере 135 495 руб. 36 коп. (за 2016 год), N 32 от 19 марта 2018 г. в размере 163 800 руб. 00 коп. (за 2017 год).
Исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, производилось им самостоятельно.
Поскольку определение окончательного финансового результата своей экономической деятельности и величины дохода произведено предпринимателем в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой по итогам налогового периода, основания для возврата переплаты наступили с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, так как именно в этот момент возможно достоверно определить, какая именно сумма является излишне уплаченной, но не позднее срока, установленного для её представления.
При таких обстоятельствах предоставляя налоговые декларации 20 января 2015 г, 22 января 2016 г, 19 января 2017 г, 6 февраля 2018 г. истец должен был узнать о наличии переплаты и имел возможность обратиться за возвратом денежных средств в установленные для этого сроки.
С заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов истец обратился по истечении срока, установленного нормативными положениями, ему отказано в возврате суммы переплаты по страховым взносам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что, предоставляя налоговые декларации 20 января 2015 г, 22 января 2016 г, 19 января 2017 г, 6 февраля 2018 г. истец должен был узнать о наличии переплаты и имел возможность обратиться за возвратом денежных средств в установленные для этого сроки, учитывая, что с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов истец обратился 7 февраля 2023 г, то есть по истечении установленного законом трёхлетнего срока, при этом доказательств наличия объективных препятствий для подачи заявления в срок не представлено, исходил из выводов об обоснованности отказа ему в возврате суммы переплаты по страховым взносам и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, проверил доводы истца, подробно по каждому периоду проанализировал обстоятельства подачи декларации и констатировал пропуск срока на обращения за возвратом страховых взносов.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Доводы кассационной жалобы о том, что срок обращения не пропущен, уведомления о наличии переплаты в его адрес не направлялись, не указывают на наличие оснований для отмены судебных постановлений.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности индивидуальные предприниматели.
Пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Положениями статьи 432 Налогового кодекса определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, производится самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, до 1 января 2017 г. регулировались Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ предусмотрено, что расчёт сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона.
Частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ определён порядок учёта доходов в целях применения положений части 1.1 статьи 14 указанного закона, в зависимости от применяемой плательщиком страховых взносов системы налогообложения.
В силу положений части девятой статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчётный период, определяемых в соответствии с частью восьмой настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчётным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчётного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчётный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчётный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции от 23 ноября 2020 г. налоговые декларации по единому налогу на вменённый доход по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 250- ФЗ) администратором страховых взносов в пенсионный фонд являются налоговые органы.
Согласно статье 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу частей первой и четвёртой статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, действовавшего до 1 января 2017 г, предусматривалось, что заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 17750/10, трёхлетний срок для обращения с заявлением о возврате переплаты, возникшей в результате уплаты авансовых платежей, подлежит исчислению с момента определения окончательного финансового результата по итогам налогового периода (нарастающим итогом), а именно: с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для её представления в налоговый орган.
В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога, на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку её уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П, от 21 декабря 2011 г. N 1665-О-О, от 24 сентября 2013 г. N 1277-О, от 25 мая 2017 г. N 959- О).
Одной из таких гарантий является возможность для лица, утратившего возможность возврата налога в административном порядке, обратиться в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога в пределах трёх лет, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, на что обращено внимание в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-О, от 3 июля 2008 г. N 630-О-П, от 21 декабря 2011 г. N 1665-О-О, и нашло отражение в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Однако удовлетворение требований налогоплательщика, прибегшего после истечения срока возврата переплаты в административном порядке к данному способу защиты, само по себе не свидетельствует о незаконном удержании денежных средств в бюджете налоговым органом.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчики не сообщали о наличии каких-либо переплат по обязательным платежам, истец не имел возможности отслеживать состояние своего лицевого счета, так как предпринимательскую деятельность не вёл, не указывают на наличие оснований для отмены судебных постановлений, поскольку положениями статьи 432 Налогового кодекса, Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, производится самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса, со статьёй 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, следовательно, рассчитывая суммы страховых взносов и представляя налоговые декларации за отчётные периоды, истец должен был знать о наличии переплаты, обязанность налогового или социального органа об уведомлении налогоплательщиков о наличии таких переплат законом не установлена.
Ссылки на то, что срок обращения не пропущен, противоречит обстоятельствам, установленным судами.
Нормы материального права судами применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 17 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ишова Ивана Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.