Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рогожина Н.А, судей Нестеровой А.А, Гутеневой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" о возложении обязанности включить в реестр муниципального имущества жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", ком. 2, поставить данный объект недвижимого имущества на кадастровый учет.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником "адрес" в "адрес". ДД.ММ.ГГГГ указанный дом пострадал от пожара. На основании решения Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2020 года все собственники жилых помещений дома обязаны провести противоаварийные работы и в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно-проектную документацию для проведения полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия, к которым относится "адрес" на то, что ответчик, являясь собственником комнаты N "адрес" в "адрес", в установленном законом порядке право собственности на указанное помещение не оформил, истец просил возложить на ответчика обязанность включить в реестр муниципального имущества спорное жилое помещение и поставить данный объект недвижимого имущества на кадастровый учет.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2023 года администрацию муниципального образования "Сортавальское городское поселение" возложена обязанность включить в Реестр муниципального имущества жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", комната 2; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по постановке данного жилого помещения на кадастровый учет в Управлении Росреестра по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 февраля 2024 года решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Сортавальское городское поселение" просит отменить названные судебные акты как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, на территории Сортавальского городского поселения Республики Карелия по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", находится в соответствии с постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N выявленный объект культурного наследия с наименованием "Дом жилой", к. XIX в. Регистрационный номер объекта культурного наследия - N, на основании Приказа Министерства культуры РФ N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ утвержден Паспорт объекта культурного наследия.
Согласно Акту проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия объекта культурного наследия - "Дом жилой", к. XIX в. по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р состояние объекта оценено как аварийное.
ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом доме произошел пожар. В рамках проверки причин пожара назначалась пожарно-техническая экспертиза, согласно заключению которой от ДД.ММ.ГГГГ N, выполненного ФГУБ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по РК", следует, что причиной пожара является возгорание горючих материалов от теплового проявления электрического тока при аварийном пожароопасном режиме работы электросети.
Вступившим в законную силу решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N исковые требования Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия удовлетворены частично, на ФИО1, ФИО5, ФИО10, ФИО11, ФИО6, ФИО12, администрацию муниципального образования "Сортавальское городское поселение" возложена обязанность провести работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой", к. XIX в, расположенного по адресу: "адрес". При этом в рамках рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, что половина "адрес" в "адрес" находится в муниципальной собственности муниципального образования "Сортавальское городское поселение".
Объект культурного наследия - "Дом жилой", к. XIX в. по адресу: "адрес", стоит на кадастровом учете как объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, инвентарный N, является многоквартирным жилым домом. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в здании указанного жилого дома расположены помещения с кадастровыми номерами N Сведений об иных помещениях в данном доме ЕГРН не содержит.
Квартира N с кадастровым номером N площадью 37, 2 кв.м находится в муниципальной собственности Сортавальского городского поселения.
Квартира N с кадастровым номером N площадью 57, 5 кв.м находится в собственности ФИО1
Квартира N площадью 36, 8 кв.м стоит на кадастровом учете с кадастровым номером N. Однако сведения о правах на данный объект в ЕГРН отсутствуют.
Квартира N с кадастровым номером N площадью 31, 1 кв.м с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности ФИО15
Комната N в "адрес", имеющая кадастровый N площадью 23, 1 кв.м находится в общей равной долевой собственности ФИО10 и ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Сортавальского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" признана непригодной для проживания. На кадастровом учете в качестве самостоятельного объекта иные комнаты в "адрес" не стоят.
Комнаты N и 3 в "адрес", имеющие кадастровый N площадью 29, 1 кв.м находятся в общей собственности ФИО12 (3/4 доли) и ФИО6 (1/4 доля) в порядке наследования. Данные комнаты ранее приватизированы на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года N 424, Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", исходя из установленных фактических обстоятельств дела, определяющих правовой режим жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Отклоняя доводы жалобы о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", комн. 2, является бесхозяйным имуществом, суд апелляционной инстанции указал, что данное жилое помещение передано в муниципальную собственность Сортавальского городского поселения, однако ответчик в нарушение требований статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предпринимает мер к принятию спорного жилого помещения в муниципальную собственность.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 5 этой же статьи органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. N 424.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Учитывая, что правообладатель спорного жилого помещения согласно сведений, содержащихся в выписке из ЕГРН отсутствует, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности по включению спорного жилого помещения реестр муниципальной собственности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат каких-либо сведений, которые не были исследованы судами, опровергали их выводы и ставили под сомнение законность оспариваемых судебных актов, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Решение суда первой инстанции и апелляционное определение содержат исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, требованиям норм материального права. Нарушений судами норм процессуального права, в том числе при проверке и оценке фактических обстоятельств дела, не установлено.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.