Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Швецовой М.В.
судей Белинской С.В. и Широкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "Земляничный остров Мантсинсаари" о признании незаконным распоряжения и обязании совершить определенные действия
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Земляничный остров Мантсинсаари" на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Швецовой М.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Земляничный остров Мантсинсаари" ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО3, ФИО1 обратились в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также - Министерство) о признании незаконным распоряжения и обязании совершить определенные действия, ссылаясь на то, что на основании поданных истцами заявлений о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков распоряжениями Министерства от 5 августа 2022 г. N 5722-м/20р, от 10 августа 2022 г. N 5809-м/20р и от 19 августа 2022 г. N 6021-м/20р утверждены схемы расположения трех земельных участков на кадастровом плане территории площадью 25 000 кв.м каждый, расположенных по адресу: Республика Карелия, Сортовальский муниципальный район, Сортовальское городское поселение, о. Тулолансаари, кадастровый квартал N, категория земель - "запас", вид разрешенного использования - "запас". Теми же распоряжениями Министерства истцам предварительно согласовано предоставление указанных земельных участков в аренду для цели использования - "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках". На основании данных распоряжений Министерства были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N
Решениями Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 марта 2023 г. по делу N2а-166/2023, от 17.03.2023 по делу N2а-154/2023, от 14.03.2023 по делу N2а-144/2023 вышеуказанные решения Министерства признаны незаконными в части установления категории земель "земли запаса" и вида разрешенного использования "запас". На Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявления административных истцов в части установления категории земли и вида разрешенного использования. После рассмотрения судом вышеуказанных административных дел распоряжениями Министерства от 30.03.2023N 1745-м/20р, от 30.03.2023 N1747-м/20р, от 30.03.2023 N 1746-м/20р были отменены распоряжения Министерства от 05.08.2022 N 5722-м/20р, от10.08.2022 N 5809-м/20р и от 19.08.2022 N 6021-м/20р о предварительном согласовании предоставления истцам земельных участков. При этом в адресованных истцам сопроводительных письмах от 30.03.2023 Министерством указано о невозможности удовлетворения их заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков по тем основаниям, что Законом Республики Карелия от 23.09.2022 N 2742-ЗРК внесены изменения в ст.1 Закона Республики Карелия от 26.06.2004 N 788-ЗРК, вступившие в силу с 01.01.2023, о максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляющем 1 га, в то время как площадь испрашиваемых истцами в аренду земельных участков превышает указанный размер.
На основании заявлений Министерства земельные участки с кадастровыминомерами N, N были сняты с государственного кадастрового учета. Решениями Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04.07.2023 по делу N 2а-506/2023, от 05.05.2023 по делу N 2а-409/2023, от 29.05.2023 по делу N 2а-411/2023 распоряжения Министерства об отмене распоряжений от 05.08.2022 N5722-м/20р, от 10.08.2022 N 5809-м/20р и от 19.08.2022 N 6021-м/20р признаны незаконными. Указанными судебными постановлениями также признаны незаконными действия Министерства по направлению в Управление Росреестра по Республике Карелия заявлений о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N; на Министерство возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решений суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с характеристиками, аналогичными земельным участкам с кадастровыминомерами N, N. Кроме того, обозрев публичную кадастровую карту, истцы обнаружили, что на месте, где они испрашивали земельные участки, образован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 75 700 кв.м, отнесенный к категории земель - земли запаса. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы, уточнив требования, просили признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29.06.2023 N 3985-м/20р о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, послужившее основанием для образования земельного участка с кадастровым номером N, аннулировать и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ООО "Земляничный остров Мантсинсаари".
Определением от 24.08.2023 суд перешел к рассмотрению заявленных истцами требований по правилам гражданского судопроизводства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрация Сортавальского городского поселения, администрация Сортавальского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ППК "Роскадастр" в лице филиала по Республике Карелия, ГКУ РК "Сортавальское центральное лесничество", ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", ФГБУ Государственный природный заповедник "Кивач", Министерство экономического развития Республики Карелия, АО "Корпорация развития Республики Карелия".
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелияот 19 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 января 2024 г, исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Министерства от 29.06.2023 N 3985-м/20р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". Аннулированы и исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". С Министерства в пользу истцов взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб, по 200 руб. в пользу каждого. В удовлетворении иска к ответчику ООО "Земляничный остров Мантсинсаари" отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в переделах доводов жалобы не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 08.06.2022 ФИО2, ФИО3 и ФИО1 обратились в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями, которыми просили предварительно согласовать предоставление им без проведения торгов в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 25 000 кв.м каждый, по адресу: "адрес" (с приложением схем участков), цель использования земельных участков: "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках".
Распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.08.2022 N 5722-м/20р, от 10.08.2022 N 5809-м/20р и от 19.08.2022 N 6021-м/20р утверждены схемы расположения трех земельных участков на кадастровом плане территории площадью 25 000 кв.м каждый, расположенных по адресу: "адрес", кадастровый квартал N, категория земель - "запас", вид разрешенного использования - "запас". Этими же распоряжениями Министерства истцам предварительно согласовано предоставление указанных земельных участков в аренду для цели использования - "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках". Согласно распоряжениям (п.3) предоставление земельных участков возможно в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведения работ по формированию участков и постановке их на государственный кадастровый учет; перевода участков из состава земель запаса в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения; изменения вида разрешенного использования с "запас" на "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках".
Во исполнение указанных распоряжений Министерства истцами проведены работы по формированию земельных участков. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет, им были присвоены кадастровые номера N (16.09.2022), N (08.09.2022), N (08.09.2022) соответственно, категория земель ? "земли запаса", виды разрешенного использования - "запас".
Вступившими в законную силу решениями Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20.03.2023 по делу N 2а-166/2023, от 17.03.2023 по делу N 2а-154/2023, от 14.03.2023 по делу N 2а-144/2023 распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.08.2022 N 5722-м/20р, от 10.08.2022 N 5809-м/20р и от 19.08.2022 N 6021-м/20р признаны незаконными в части установления категории земель "земли запаса" и вида разрешенного использования "запас" и возложения на истцов обязанности по изменению категории и вида разрешенного использования земельных участков. На Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявления истцов в части установления категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
После рассмотрения Сортавальским городским судом Республики Карелия вышеуказанных административных дел распоряжениями имущественных и земельных отношений Республики Карелия отN 1745-м/20р, от 30.03.2023 N 1747-м/20р, от 30.03.2023 N 1746-м/20р были отменены распоряжения Министерства от 05.08.2022 N 5722-м/20р, от 10.08.2022 N 5809-м/20р и от 19.08.2022 N 6021-м/20р (соответственно) о предварительном согласовании предоставления земельных участков истцам. При этом в адресованных истцам сопроводительных письмах от 30.03.2023 Министерством указано о невозможности удовлетворения их заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков по тем основаниям, что Законом Республики Карелия от 23.09.2022 N 2742-ЗРК внесены изменения в ст.1 Закона Республики Карелия от 26.06.2004 N 788-ЗРК, вступившие в силу с 01.01.2023, о максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляющем 1 га, в то время как площадь испрашиваемых истцами в аренду земельных участков превышает указанный размер. Также истцы были проинформированы Министерством об инициировании процедуры по снятию образованных земельных участков с государственного кадастрового учета.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельным участкам с кадастровыми номерами N N, N присвоены статусы "архивные", данные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета 07.04.2023 органом регистрации прав, уполномоченным на принятие соответствующего решения, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по результатам рассмотрений заявления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Вступившими в законную силу решениями Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04.07.2023 по делу N 2а-506/2023, от 05.05.2023 по делу N 2а-409/2023, от 29.05.2023 по делу N 2а-411/2023 распоряжения Министерства об отмене распоряжений от 05.08.2022 N 5722-м/20р, от 10.08.2022 N 5809-м/20р и от 19.08.2022 N 6021-м/20р (соответственно) признаны незаконными. Указанными судебными постановлениями также признаны незаконными действия Министерства по направлению в Управление Росреестра по Республике Карелия заявлений о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами N N, 10 N; на Министерство возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решений суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с характеристиками, аналогичными земельным участкам с кадастровыми номерами N, N N
Также судом установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29.06.2023 N 3985-м/20р на основании заявления ООО "Земляничный остров Мантсинсаари", поданного 15.05.2023, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 75 700 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования земельного участка - "запас", категория земель - "земли запаса" (п.1). В п. 2 распоряжения указано на право ООО "Земляничный остров Мантсинсаари" обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в п. 1 распоряжения.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N местоположение: "адрес", категория земель - земли запаса, разрешенное использование ? запас, площадью 75 700+/-193 кв.м, осуществлен 19.07.2023 по результатам рассмотрения заявления N КУВД-001/2023- 30961102 от 17.07.2023, межевого плана от 10.07.2023. Сведений о правах (обременениях) в отношении указанного земельного участка, в том числе о праве аренды ООО "Земляничный остров Мантсинсаари", Единый государственный реестр недвижимости не содержит.
Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривалось, что местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено схемами, предоставленными истцами вместе с заявлениями от 08.06.2022, и местоположение земельного участка с кадастровым номером N, образованного по заявлению ответчика ООО "Земляничный остров Мантсинсаари" от 15.05.2023, частично совпадают.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований к Министерству, суд первой инстанции, руководствуясь п. 1, п. 2 ст. 11.2, пп. 19 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15, п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения Министерства, послужившего основанием для образования земельного участка с кадастровым номером N.
При этом суд исходил из того, что на момент издания Министерством оспариваемого распоряжения (29.06.2023) имелись предусмотренные п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации основания для приостановления рассмотрения заявления ООО "Земляничный остров Мантсинсаари" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.05.2023, учитывая, что обращение истцов в адрес Министерства с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков имело место 08.06.2022, то есть значительно ранее даты поступления соответствующего заявления от ООО "Земляничный остров Мантсинсаари", а также, принимая во внимание частичное совпадение местоположения земельных участков, образование которых предусмотрено схемами, предоставленными истцами и данным ответчиком.
Кроме того суд первой инстанции исходил из того, что 06.06.2023, то есть до принятия Министерством оспариваемого распоряжения, вступило в законную силу решение Сортавальского городского суда Республики Карелия по административному делу N 2а-409/2023 от 05.05.2023 (по административному иску ФИО3), которым признаны незаконными действия Министерства по направлению в Управление Росреестра по Республике Карелия заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N на Министерство возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с характеристиками, аналогичными земельному участку с кадастровым номером N.
Суд также пришел к выводу о том, что признание незаконным распоряжения Министерства от 29 июня 2023 г. N 3985-м/20р является основанием для аннулирования и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером N.
Поскольку схема расположения земельного участка с кадастровым номером N площадью 75 700 кв.м, утверждена распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29.06.2023 N 3985-м/20р, суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. ООО "Земляничный остров Мантсинсаари" признано судом не ненадлежащим ответчиком, поскольку общество не является собственником или иным законным владельцем земельного участка с кадастровым номером N и с его стороны не допущено нарушений прав и законных интересов истцов.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, сославшись на ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что наличие на момент принятия оспариваемого распоряжения (29.06.2023) вступившего 06.06.2023 в законную силу судебного постановления по административному делу N 2а-409/2023, которым на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность совершить в интересах истца ФИО3 действия, направленные на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с характеристиками, аналогичными земельному участку с кадастровым номером N исключало в силу положений п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации возможность принятия Министерством оспариваемого распоряжения, послужившего основаниям для образования земельного участка с кадастровым номером N
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия Министерством распоряжения от 29.06.2023 N 3985-м/20р в законную силу вступило только решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 05.05.2023 по делу N 2а-409/2023 по административному иску ФИО3, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 не имелось, судебная коллегия апелляционной инстанции сочла несостоятельными, указав следующее.
Представленными материалами подтверждается, что по состоянию на 29.06.2023 уже состоялось решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29.05.2023 по делу N2а-411/2023 об удовлетворении административного иска ФИО1, аналогичный по предмету и основанию административный иск ФИО2 также находился в производстве Сортавальского городского суда Республики Карелия (N 2а-506/2023), о чем Министерству, представившему 02.02.2023 в адрес суда отзыв на административное исковое заявление ФИО2, было доподлинно известно.
При изложенных обстоятельствах действия Министерства по принятию оспариваемого распоряжения, по мнению суда апелляционной инстанции, обоснованно признаны судом первой инстанции неправомерными, в том числе и по отношению к истцам ФИО1, ФИО2, учитывая также последующее вступление в законную силу судебных постановлений по делам N 2а-411/2023 и N 2а-506/2023.
То обстоятельство, что в рамках споров по административным делам N2а-411/2023, N2а-506/2023, N 2а-409/2023 судом не принимались меры административной защиты, вопреки доводам апелляционной жалобы, по убеждению суда апелляционной инстанции, правового значения не имеет, учитывая наличие на момент принятия Министерством оспариваемого распоряжения (29.06.2023), предусмотренного п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации основания для приостановления рассмотрения заявления ООО "Земляничный остров Мантсинсаари" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.05.2023.
Доводы жалобы о том, что истцы с учетом изменившегося с 01.01.2023 правового регулирования лишены права претендовать на предоставление земельных участков площадью, превышающей 1 га, также отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку они, по сути, направлены на недопустимое в силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспаривание выводов, содержащихся в судебных постановлениях по административным делам N 2а-411/2023, N 2а-506/2023, N 2а-409/2023, вступивших в законную силу.
Кроме того суд апелляционной инстанции отметил, что обжалуемым решением суда вопрос о правах истцов на земельные участки с характеристиками, аналогичными земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N, не разрешался. Возможность предоставления истцам на праве аренды для целей ведения личного подсобного хозяйства земельных участков в кадастровом квартале N зависит, в том числе от наличия или отсутствия ограничений, установленных Водным кодексом Российской Федерации, подп. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Закона Республики Карелия от 25.03.2009 N 1277-ЗРК "Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Карелия" и иными нормативными правовыми актами.
Доводы жалобы о наличии в действиях истцов, их представителя признаков злоупотребления правом судебной коллегией апелляционной инстанции отклонены, поскольку материалы дела не содержат доказательств осуществления стороной истца гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции также счел необходимым отметить, что в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о том, что 23.01.2024, то есть после принятия судом обжалуемого решения, спорный земельной участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета, имеет статус "архивный".
Суд кассационной инстанции с выводами судов соглашается.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом тщательной проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, повторяют позицию при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены ими при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения суда и апелляционного определения либо опровергали выводы судов.
Согласно статьям 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы всем представленным доказательствам судом дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда и апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.