Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Красновой Н.П, Савинова К.А.
при секретаре
ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения" о признании недействующими:
- пункта 5782 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-пр от 11 ноября 2020 года, - пункта 11719 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-пр от 29 ноября 2021 года, - пункта 11052 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 264-пр от 25 ноября 2022 года, - пунктов 7439, 15883, 15884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 278-пр от 28 ноября 2023 года по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 25 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 11 ноября 2020 года N 245-пр "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном в издании "Ульяновская правда" N 85(24359) 17 ноября 2020 года, N 86(24360) 20 ноября 2020 года, N 87(24361) 24 ноября 2020 года, N 89(24363) 27 ноября 2020 года, N 90(24364) 1 декабря 2020 года, N 91(24365) 4 декабря 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 29 ноября 2021 года N 214-пр "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 29 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 25 ноября 2022 года N 264-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости, на 2023 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 30 ноября 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 28 ноября 2023 года N 278-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год", опубликованном на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ 29 ноября 2023 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2024 год).
Административный истец ОАО "Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроений" (далее - ОАО "УНИПТИМАШ") обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", находящихся в нежилом здании кадастровым номером "данные изъяты", которое включено в пункт 5782 Перечня на 2021 год, пункт 11 719 Перечня на 2022 год, пункт 11 052 Перечня на 2023 год и пункт 7439 Перечня на 2024 год.
Кроме того, принадлежащие на праве собственности административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" включены в пункты 15 883 и 15 884 Перечня на 2024 год.
Административный истец считает незаконным включение здания и помещений в Перечни, поскольку они не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку включение здания и помещений в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Кроме того, административный истец указал, что наименование здания - нежилое, расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования - "под административным зданием с прилегающей дворовой территорией", который однозначно не предполагает его использование в целях административного и делового управления, а также для размещения объектов торговли и бытового обслуживания.
Технический план здания и помещений не содержит сведений о том, что назначение, разрешенное использование или наименование входящих в состав здания и помещений (как самостоятельных объектов недвижимости) помещений предусматривает размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью более 20% от общей площади здания; мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического обследования Министерством не проводились, при таких обстоятельствах отсутствовали основания для включения здания и помещений в оспариваемые Перечни.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия: пункт 5782 Перечня на 2021 год, пункт 11719 Перечня на 2022 год, пункт 11052 Перечня на 2023 год; пункты 7439, 15883, 15884 Перечня на 2024 год.
Решением Ульяновского областного суда от 25 марта 2024 года административное исковое заявление ОАО "Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения" удовлетворено, постановлено признать недействующими со дня принятия:
- пункт 5782 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-пр от 11 ноября 2020 года, - пункт 11719 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-пр от 29 ноября 2021 года, - пункт 11052 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 264-пр от 25 ноября 2022 года, - пункты 7439, 15883, 15884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 278-пр от 28 ноября 2023 года.
С Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 18 000 руб.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просило решение Ульяновского областного суда от 25 марта 2024 года отменить в части удовлетворения требований о признании недействующим со дня принятия пункта 15884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 278-пр от 28 ноября 2023 года
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Ульяновского областного суда от 25 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвовавший в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Ульяновского областного суда от 25 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО6, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО7, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснение явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение, соответственно, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, соответственно, в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО) на территории Ульяновской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
На момент принятия приказа Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 11 ноября 2020 года N 245-пр редакция статьи 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
На момент издания приказов Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 29 ноября 2021 года N 214-пр, от 25 ноября 2022 года N 264-пр, от 28 ноября 2023 года 278-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в редакции Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 N 135-ЗО).
Законом Ульяновской области от 26 ноября 2021 года N 135-ЗО "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона Ульяновской области "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" из закона была исключена фраза "при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров".
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Исходя из подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года N 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
Данный Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость, действовал на момент принятии приказов Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, 264-пр от 25 ноября 2022 года, то есть до 2024 года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года N 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, которое применялось при определении Перечня на 2024 год.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки".
Пунктом 1.3 Положения вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением N 1 к настоящему Положению (далее - методика).
Согласно разделу 2 Положения уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.
Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.
В Приложении N 1 к Положению - Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость - приведены понятия:
"торговый объект" - объект, оснащенный оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
"офис" - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров;
"объект бытового обслуживания" - объект, оснащенный специализированным оборудованием, предназначенным и (или) фактически используемым для оказания услуг, относящихся к видам экономической деятельности, включенным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 мая 2016 года N 1471 "Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и собирательной классификационной группировки продукции (товаров и услуг) "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" в собирательную классификационную группировку видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 245-пр "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 214-пр "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
25 ноября 2022 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 264-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости, на 2023 год".
28 ноября 2023 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 278-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год".
С 1 апреля 2022 года полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (пункты 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Ульяновской области, Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО, положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П, суд пришел к правильному выводу, что Перечни на 2021 - 2024 годы, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником двух помещений: с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2106, 6 кв.м, назначение - нежилое, и помещения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1951, 7 кв.м, назначение - нежилое, имущество общего пользования, которые включены в пункты 15 883 и 15 884 Перечня на 2024 год, находящихся в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес".
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 4514, 5 кв.м, назначение здания - нежилое, наименование - нежилое здание, включено в пункт 5782 Перечня на 2021 год, пункт 11 719 Перечня на 2022 года, пункт 11 052 Перечня на 2023 год и пункт 7439 Перечня на 2024 год.
Здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования - под административным зданием с прилегающей дворовой территорией (участок N).
Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что такой вид разрешенного использования земельного участка - "под административным зданием с прилегающей дворовой территорией" безусловно не позволяет отнести здание к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), поскольку здание могло быть включено в перечни при условии, что не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предназначено или фактически используется в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из инвентарного дела следует, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" состоит из 5 этажей. Площадь здания по техническому паспорту составляет 4052, 70 кв. м (по сведениям ЕГРН - 4514, 5 кв.м). 20% от общей площади здания составляет 810, 54 кв.м от площади 4052, 70 кв.м, 902, 9 кв.м от площади здания 4514, 5 кв.м.
Согласно экспликации, классификация помещений в здании следующая: 31, 71 кв.м - торговая (включено помещение с наименованием "магазин"), 103, 38 кв.м - производственная площадь, 447, 47 кв.м - складская, 1208, 18 кв.м. - учрежденческая площадь (включены помещения с наименованием "кабинет", "приемная"), 33, 04 кв.м - буфет, 536, 12 кв.м - учебная (включены помещения с наименованием "учебная аудитория", "библиотека), 374, 40 кв.м - культурно-бытовая (включены два помещения с наименованием "актовый зал"), 1318, 19 кв.м - служебная площадь.
При этом суд пришел к выводу, что наименование "кабинет" не является тожественным наименованию "офис".
Суд, удовлетворяя заявленные требования, указал, что документы технического учета здания не подтверждают, что здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку назначение, наименование и разрешенное использование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости не предусматривает размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, здание могло быть включено в перечни при условиях фактического использования помещений общей площадью не менее 20% от общей площади здания в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, между тем, до включения здания в перечни его фактическое использование уполномоченным органом не исследовалось.
Из материалов дела следует и судом установлено, что фактическое использование здания было проверено в ходе рассмотрения дела.
По сведениям налогового органа, а также с учетом предоставленных истцом договоров аренды в юридические значимые период (с 2021 по 2024 годы) в здании располагались следующие организации, индивидуальные предприниматели и физические лица: ООО НПФ "РИТС", ООО "Мостовая", ООО "НБК Экосервис", ООО "Волгофрахт", ООО "Электротех", ООО "Симбирск-подшипник", ООО "ВИРА", ООО "Энергостройсервис", ООО "КТС", ООО "КРАФТ", ООО "Индустрия чистоты", ООО "УЛСК "Демос", ООО "СУ УРП", ООО "КСК", ООО "ССК", ООО "НПО АПМ", ООО "УЛСК "Фобос", ООО "КВТ", ООО "УАПС", ООО "Волгофрахт Лоджистик", ООО "Диалог+", ООО "БАРК", ООО "ИМПУЛЬС", ООО "Возрождение", ООО "ТЭ", ООО "Новые технологии", ООО "Агротех", ООО "Автогрупп", ООО "Эксперт-Энергострой", ООО "Агросфера", ООО "Мирагро", ООО "ЗПСМ "Франке и КО", ООО "Интернет Решение", ООО "Крупный двор", ООО Град Элит", ООО "Профи-М", ООО "Минерал", ООО "Ирбис", ООО Азимут", ООО "СК РЫСЬ", ООО "Тотем", ООО "Металлиард", ПАО "МТС", адвокат Николаев Ю.Г, Паймушкина И.В, ИП Резаев О.А, Рудько Р.Г, ИП Самойлов А.Н, ООО "СимбирскПринт", Трошина А.Р, Уфимкина Л.Г, ООО "Форвард", ИП Шавкунов В.А, ООО "АМС", Белова Л.С, адвокат Буранов Г.К, Ульяновский филиал Академии РАНХиГС, ИП Каталеев С.А, Краснова И.М, Ионова Е.В. (л.д. 138-139 т.1).
Кроме того, судом установлено, что 2123, 6 кв.м от общей площади здания с кадастровым номером "данные изъяты" занимает Ульяновский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", помещения используются в образовательных целях (л.д. 2-13 т.6).
Согласно составленному в ходе рассмотрения дела представителями Министерства акта о фактическом использовании здания площадь помещений, используемых другими организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет более 20% от общей площади всего здания, а именно: в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры используется 348, 5 кв.м, что составляет 7, 72% от общей площади здания. В целях размещения объектов торговли используется 5, 61 кв.м, что составляет 0, 12% от общей площади здания, в целях размещения объектов бытового обслуживания используется 143, 4 кв.м, что составляет 3, 17 % от общей площади всего здания.
Таким образом, суд пришел к выводу, что всего в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется 11, 01% от общей площади здания (л.д. 75-77 т.6), поэтому отсутствовали, основания для включения здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечни на 2021-2024 годы.
Определяя правомерность включения в перечень на 2024 год принадлежащих истцу помещений, суд пришел к выводу, что поскольку здание с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" не является ни административно-деловым, ни торговым центром, в связи с чем по данному основанию принадлежащие административному истцу помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" не могли быть включены в Перечень на 2024 год.
Кроме того, суд пришел к выводу, что документы технического учета (инвентаризации) также не предусматривают возможность размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, таким образом, включение помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" в Перечень на 2024 год было возможно только при установлении, что 20% общей площади указанных помещений фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, вместе с тем фактическое использование указанных помещений до издания Министерством приказа N-пр от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом не проверялось, осмотр данных помещений не проводился, договоры аренды помещений в указанных объектах недвижимости у административного истца не запрашивались.
Судом было установлено, что фактическое использование помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" было проверено в ходе рассмотрения дела.
Из акта о фактическом использовании помещений от 29 февраля 2024 года, составленного представителями Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области следует, что в помещении с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2106, 6 кв.м для целей, указанных в статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется 1% от общей площади (л.д. 85-88 т.6), в связи с этим представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в ходе рассмотрения дела признала требования административного истца о необоснованности включения указанного помещения в Перечень на 2024 год. Административным ответчиком также признаются требования административного истца об исключении здания из оспариваемых пунктов Перечня.
Относительно правомерности включения в Перечень на 2024 год помещения с кадастровым номером "данные изъяты" суд пришел к выводу, что общая площадь указанного помещения составляет 1951, 7 кв.м, соответственно, 20% от общей площади помещения составляет 390, 34 кв.м, на момент утверждения Перечня на 2024 год (28 ноября 2023 года) вид фактического использования помещения уполномоченным органом не исследовался.
Отклоняя доводы представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о том, что действующее законодательство не обязывает Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в обязательном порядке проводить осмотр объектов недвижимости до включения их перечень, суд указал, что акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу, вместе с тем, к числу таких доказательств могут быть отнесены лишь те документы и сведения, возможность использования которых в качестве подтверждения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений предусмотрена соответствующим порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенного Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года N 136-П (далее - Порядок), следует, что к числу документов и сведений, которые подлежат оценке уполномоченным органом при определении вида фактического использования объекта недвижимости, могут быть отнесены, среди прочих, как документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так и договоры аренды.
При этом в случае их недостаточности (наряду с иными документами и сведениями, указанными в пункте 1.3 Порядка) для определения вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченный орган организует и проводит обследование с составлением акта, форма которого установлена приложением N 1 к Порядку.
Таким образом, объект недвижимости, находящийся на территории Ульяновской области, подлежит включению в Перечень по основанию определения вида его фактического использования без составления акта лишь в том случае, если по результатам анализа документов и сведений, указанных в пункте 1.3 Порядка, следует однозначный вывод уполномоченного органа о том, что их достаточно и при этом они с достоверностью подтверждают фактическое использование объекта недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в противном случае, при недостаточности названных документов и сведений, наличии в них каких-либо сомнений и противоречий объект недвижимости без проведения обследования и составления акта в перечень по указанному основанию включен быть не может.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в данном случае, как было указано выше, сведений из ЕГРН и документов технического учета было недостаточно для включения спорного помещения в Перечень на 2024 год.
В материалы дела были представлены договоры аренды, которые действовали в юридически значимую дату (дату утверждения Перечня на 2024 год - 28 ноября 2023 года).
По состоянию на указанную дату в помещении с кадастровым номером "данные изъяты" располагались следующие арендаторы:
- ООО "Импульс", договор от 1 января 2023 года до 1 декабря 2023 года и далее договор от 1 декабря 2023 года до 1 ноября 2024 года (л.д. 184-189 т.2), арендуемая площадь 14, 6 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 187 т.2);
- ООО "Волгофрахт Лоджистик", договор от 1 марта 2023 года до 31 января 2024 года, арендуемая площадь 18, 3 кв.м, цель аренды по договору - под офис (л.д. 144-148 т.2);
- ООО "Эксперт-Энергострой", договор от 1 февраля 2023 года до 31 декабря 2023 года, арендуемая площадь 11 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 58- т.4);
- ООО "Волгофрахт", договор аренды от 1 сентября 2023 года до 31 июля 2024 года, арендуемая площадь 21, 3 кв.м, цель аренды - под офис (л.д. 139 т.2);
- ООО "Криушинская судоремонтная компания" (ООО "КСК"), договор аренды от 1 января по 30 ноября 2023 года, арендуемая площадь 42, 2 кв.м, цель аренды - под офисы (л.д.22 т.3);
- ООО "Криушинская судостроительная компания" (ООО "ССК"), договор аренды от 1 января 2023 года до 30 ноября 2023 года, арендуемая площадь 11 кв.м, цель аренды - под офис (л.д. 200 т.3);
- ООО "Энергостройсервис", договор аренды от 1 июня 2023 года на срок до 30 апреля 2024 года, арендуемая площадь 32, 8 кв.м, цель аренды - под офис (л.д. 108 т.4);
- ООО "Экосервис", договор аренды от 1 ноября 2023 года до 30 сентября 2024 года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 52 т.4);
- ООО "СУ Ульяновского речного порта" (ООО "СУ УРП"), договор аренды от 1 ноября 2023 года до 30 сентября 2024 года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 215 т.3);
- НПО "Автопромеханизация", договор аренды от 1 ноября 2023 года до 30 сентября 2024 года, арендуемая площадь - 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 26 т.2);
- ООО " УлСК "Демос", договор аренды от 1 ноября 2023 года до 30 сентября 2024 года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 160 т.2);
- ООО "Форвард", договор аренды от 1 июня 2023 года до 31 апреля 2024 года, арендуемая площадь 33, 8 кв.м, цель аренды - под офис (л.д. 10 т.4), договор аренды от 1 марта 2023 года по 31 января 2024 года, арендуемая площадь 32, 3, цель аренды - под офис (л.д. 23-25 т.4);
- ООО "Индустрия чистоты", договора аренды от 1 октября 2023 года до 31 августа 2024 года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 202 т.2);
- ООО "Диалог+", договор аренды от 1 июня 2023 года до 30 апреля 2024 года, арендуемая площадь 18 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 172 т.2);
- ИП Самойлов А.Н, договор аренды от 1 января 2023 года до 30 ноября 2023 года, арендуемая площадь 26, 6 кв.м, из которых 5, 61 кв.м - торговая площадь (л.д. 129 т. 3);
- ООО "СимбирскПринт", договора аренды от 1 мая 2023 года до 31 марта 2024 года, арендуемая площадь 20, 7 кв.м, цель аренды - под мастерскую (л.д. 170 т.3), договор аренды от 1 января 2023 года до 30 ноября 2023 года, арендуемая площадь 20 кв.м, цель аренды - под склад (л.д. 182 т.3);
- ИП Каталеев С.А, договор аренды от 1 июля 2023 года до 31 мая 2024 года, арендуемая площадь 21 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 230 т.2);
- ИП Краснова И.М, договор аренды от 1 июля 2023 года до 31 мая 2024 года, арендуемая площадь 10, 8 кв.м, цель аренды - под парикмахерскую (л.д. 242 т.2);
- физическое лицо Рудько Р.Г, договор аренды от 1 февраля 2023 года до 31 декабря 2023 года, арендуемая площадь 10, 8 кв.м, цель аренды - под парикмахерскую (л.д. 120 т.3);
- физическое лицо Белова Л.С, договор аренды от 1 сентября 2023 года до 31 июля 2024 года, арендуемая площадь 21, 6 кв.м, цель аренды - под ногтевой сервис (л.д. 91 т.2);
- физическое лицо Ионова Е.В, договор аренды от 1 сентября 2023 года до 31 июля 2024 года, арендуемая площадь 18, 5 кв.м, цель аренды - под мастерскую (л.д. 218 т.2);
- ИП Резаев О.А, договор аренды от 1 сентября 2023 года до 31 июля 2024 года, арендуемая площадь 14, 6 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 93 т.3);
- физическое лицо Трошина А.Р, договор аренды от 1 апреля 2023 года до 29 февраля 2024 года, арендуемая площадь 27 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 224 т.3).
Площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет: 18, 3 кв.м (ООО "Волгофрахт Лоджистик") + 21, 3 кв.м (ООО "Волгофрахт") + 42, 2 кв.м ("Криушинская судоремонтная компания") + 11 кв.м (ООО "Криушинская судостроительная компания") + 32, 8 кв.м (ООО "Энергостройсервис") + 33, 8 кв.м + 32, 3 кв.м (ООО "Форвард") + 5, 61 кв.м (ИП Самойлов А.Н.) + 10, 8 кв.м (ИП Краснова И.М.) + 10, 8 кв.м (Рудько Р.Г.) + 21, 6 кв.м (Белова Л.С.), всего 218, 91 кв.м, что менее 20% (390, 34 кв.м) от общей площади помещения с кадастровым номером "данные изъяты".
Договоры аренды, заключенные или измененные в течение года, могли быть учтены только на следующий год при условии, что они являлись действующими (не расторгнуты, не прекратили свое действие) на дату утверждения соответствующего перечня.
Таким образом, суд пришел к выводу, что правомерность включения в Перечень на 2024 год объектов недвижимости могли подтверждать только договоры аренды, содержащие условия о целевом использовании помещений в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, между тем большинство имеющихся в материалах дела договоров аренды не содержат условий о целевом использовании арендуемых помещений в здании в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела по заданию суда Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области было проведено обследование помещения с кадастровым номером "данные изъяты" с целью определения вида его фактического использования, по результатам которого 29 февраля 2024 года был составлен акт о фактическом использовании указанного помещения, из которого следует, что для размещения офисов используется 327, 6 кв.м, (что составляет 16, 78%) от общей площади всего помещения с кадастровым номером "данные изъяты"; для размещения торговых объектов используется 5, 61 кв.м, что составляет 0, 29% от общей площади помещения; для размещения объектов бытового обслуживания используется 143, 3 кв.м, что составляет 7, 34% от общей площади помещения.
Таким образом, комиссия установила, что всего для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется 476, 51 кв.м, что составляет 24, 41% от общей площади помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д. 89-96 т.6).
При этом в офисную площадь Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области включены следующие помещения:
На 1 этаже: помещение N 46.1 площадью 11 кв.м, арендатор ООО "Импульс", в договоре площадь указана 14, 6 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 184-189 т.2);
N 46.2 площадью 18, 3 кв.м, арендатор ООО "Волгофрахт Лоджистик", цель аренды по договору - под офис (л.д. 144-148 т.2);
N 16 площадью 11 кв.м, арендатор ООО "Эксперт-Энергострой", в договоре цель аренды не указана (л.д. 58 т.4), На 2 этаже: N 4 площадью 21, 3 кв.м. арендатор ООО "Волгофрахт", цель аренды по договору - под офис (л.д. 139 т.2);
N 39, 46, 48 площадью, соответственно 10, 5 16, 5, 11, 9 кв.м (всего 38, 98 кв.м) - арендатор ООО "Криушинская судоремонтная компания", по договору цель аренды под офис (л.д.22 т.3);
N 40 площадью 11 кв.м, арендатор ООО "Криушинская судостроительная компания", цель аренды по договору - под офис (л.д. 200 т.3);
N 37 площадью 32, 8 кв.м, арендатор ООО "Энергостройсервис", цель аренды по договору - под офис (л.д. 108 т.4);
N 32 площадью 31, 6 кв.м, N 42 площадью 32, 5 кв.м, N 43 площадью 24, 8 кв.м (всего 88, 9 кв.м) - находится в пользовании ОАО "УНИПТИМАШ". При этом помещение N 42 арендуют ООО "Экосервис", по договору занимает 5 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 52 т.4);
ООО "СУ Ульяновского речного порта" - по договору арендует 5 кв.м без указания цели аренды (л.д. 215 т.3), НПО "Автопромеханизация" - по договору арендует 5 кв.м, без указания цели аренды (л.д. 26 т.2), ООО " УлСК "Демос" - по договору арендует 5 кв.м, без указания цели аренды (л.д. 160 т.2);
N 29 площадью 33, 8 кв.м и N 30 площадью 32, 3 кв.м. - арендатор ООО "Форвард", цель аренды в договоре - под офис (л.д. 10, 23-25 т.4).
N 59 площадью 12, 5 кв.м, арендатор "ООО "Индустрия чистоты", по договору арендует 5 кв.м, фактически занимает все помещение площадью 12, 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 202 т.2);
N 60 площадью 15, 8 кв.м, арендатор - ООО "Диалог+", в договоре указана площадь 18, 0 кв.м без указания цели аренды (л.д. 172 т.2).
В торговую площадь Министерством включено помещение на 1 этаже N 25 площадью 5, 61 кв.м, арендатор ИП Самойлов А.Н, по договору цель аренды - под торговую площадь (л.д. 129 т.3).
Под объекты бытового обслуживания Министерством включены помещения: в цокольном этаже - помещение N 36 площадью 20, 7 кв.м - арендатор ООО "СимбирскПринт", по договору цель аренды - под мастерскую (л.д. 170 т.3);
1 этаж: помещение N 3 площадью 20, 9 кв.м, арендатор ИП Каталеев С.А, в договоре цель аренды не указана, фактически производится ремонт компьютеров и электронной бытовой техники (л.д. 230 т.2);
N 4 площадью 21, 6 кв.м, арендаторы ИП Краснова И.М. (л.д. 242 т.2) и Рудько Р.Г. (л.д. 120 т. 3), по договору цель аренды - под парикмахерскую;
N 48 площадью 21, 6 кв.м, арендатор - физическое лицо Белова Л.С, в договоре цель аренды не указана, фактически - ногтевой сервис (л.д. 91 т.2);
N 52 площадью 16, 9 кв.м, арендатор - физическое лицо Ионова Е.В, в договоре указана площадь 18, 5 кв.м, цель аренды - под мастерскую (л.д. 218 т.2), фактически проводит мастер-классы.
N 37 и 38 по 7, 3 кв.м каждое, всего 14, 6 кв.м, арендатор - ИП Резаев О.А, цель аренды в договоре не указана, фактически производит ремонт обуви (л.д. 93 т.3, л.д. 141 т.5):
N 64 площадью 14, 4 кв.м. и N 65 площадью 12, 6 кв.м, всего 27 кв.м, арендатор физическое лицо Трошина А.Р, в договоре цель аренды не указана, фактически -салон эпиляции "Эллис" (л.д. 224 т.3).
Между тем суд указал, что из акта осмотра следует, что частично имеет место различие между арендуемой площадью, указанной с договорах аренды, и фактически используемой арендаторами.
Из вышеперечисленных позиций административный истец не согласен с включением в расчет в качестве офисных помещений N 32, 42 и 43 общей площадью 88, 9 кв.м, занимаемых ОАО "УНИПТИМАШ", указывая на то, что они используются для размещения сотрудников ОАО "УНИПТИМАШ", в связи с чем не могут быть отнесены к офисным помещениям.
ООО "Экосервис", ООО "СУ Ульяновского речного порта", НПО "Автопромеханизация", ООО " УлСК "Демос" фактически в кабинете N 42 не располагаются, а арендуют каждое по 5 кв.м в указанном помещении с целью получения почтовой корреспонденции.
В данном случае суд согласился с позицией административного истца, поскольку фактическое использование помещения N 42 вышеперечисленными организациями в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд также указал, что использование помещений N 32, 42 и 43 для размещения сотрудников ОАО "УНИПТИМАШ" под понятие "офисного" помещения не подпадает, поскольку данные помещения используются для осуществления обществом своей уставной деятельности, к которой, в частности, относятся научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (прочие).
Суд также согласился с позицией административного истца о несогласии с включением в расчет как используемой для размещения объектов бытового обслуживания площади, арендуемой Ионовой Е.В. под мастерскую, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что в данном помещении Ионова Е.В. проводит мастер-классы по декорированию старой мебели, индивидуальным предпринимателем не является.
Таким образом, суд пришел к выводу, что данный вид деятельности не подпадает под понятие "бытовое обслуживание", которое приведено в "ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года N 1356-ст) (бытовое обслуживание населения: Отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), так как бытовая услуга: Услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов. Результат бытовой услуги: Результат деятельности исполнителя бытовой услуги, направленный на удовлетворение потребности индивидуального клиента или группы клиентов), в связи с чем данный вид деятельности можно отнести к образовательной деятельности.
Административный истец также не согласен с включением в расчет как используемой в целях размещения объекта бытовых услуг площади, занимаемой ООО "СимбирскПринт" (помещение N 36 площадью 20, 7 кв.м, по договору цель аренды - под мастерскую (л.д. 170 т.3).
Из фотоматериалов в сети "Интернет" (скриншот в материалах дела) следует, что ООО "СимбиркПринт" производит ремонт и продажу оргтехники (компьютеры, принтеры, картриджи).
Согласно ответу УФНС России по Ульяновской области от 27 февраля 2024 года N 27-28/11641@ по адресу: "адрес" за ООО "СимбиркПринт" зарегистрирована контрольно-кассовая техника (л.д. 1 т.6).
С учетом вышеизложенного площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет: 476, 51 кв.м (по акту осмотра) - (31, 6 кв.м +32, 5 кв.м + 24, 8 кв.м ООО "УНИПТИМАШ") - 16, 9 кв.м (ФИО20) (л.д. 89-95 т.6)= 370, 71 кв.м, что составляет 18, 99% от общей площади помещения с кадастровым номером "данные изъяты", в связи с чем отсутствовали основания для включения принадлежащего истцу помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечень на 2024 год.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2021 - 2024 годы недействующим со дня принятия.
При обращении в суд с иском административный истец оплатил государственную пошлину в размере 18 000 руб, в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 000 руб.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец осуществляет хозяйственную деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством использования помещений, находящихся в собственности, судебной коллегией отклоняются, поскольку административным ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что основной целью деятельности административного истца является извлечение прибыли посредством осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленную на извлечение прибыли.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное объекты недвижимости соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в Перечни на 2021-2024 года.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного нежилого помещения критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения спорного нежилого помещения в Перечни на 2021-2024 годы, не представлено.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ульяновского областного суда от 25 марта 2024 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.