Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Гуляндина Артема Сергеевича на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области от 27 декабря 2022 года N, решение судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 29 января 2024 года, решение судьи Самарского областного суда от 7 марта 2024 года, вынесенные в отношении учредителя ООО СК "Рассвет" Гуляндина Артема Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области от 27 декабря 2022 года N, оставленным без изменения решением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 29 января 2024 года, решением судьи Самарского областного суда от 7 марта 2024 года, учредитель ООО СК "Рассвет" Гуляндин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции заявитель просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Письменное ходатайство о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы рассмотрению не подлежит, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования, опротестования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственного реестра - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц определено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, помимо прочих, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для составления в отношении Гуляндина А.С. протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дальнейшего его привлечения к ответственности по указанной норме послужили изложенные в обжалуемых актах следующие обстоятельства.
При создании ООО СК "Рассвет" его учредителем Гуляндиным А.С. в качестве местонахождения юридического лица заявлен адрес: "адрес".
В ходе проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, 14 июля 2022 года должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области произведен осмотр объекта недвижимости, указанного в ЕГРЮЛ в качестве места нахождения юридического лица; установлено отсутствие ООО СК "Рассвет" по указанному адресу (по заявленному адресу находится здание гаража, какие-либо вывески или таблички с наименованием юридического лица отсутствуют, хозяйственная деятельность не ведется, постоянно действующий исполнительный орган либо иные представители юридического лица отсутствуют). В адрес ООО СК "Рассвет" налоговым органом направлялась почтовая корреспонденция, которая обществом не получена.
25 августа 2022 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения ООО СК "Рассвет".
Делая вывод о наличии в деянии Гуляндина А.С. объективной стороны состава указанного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что он, будучи учредителем ООО СК "Рассвет", нарушил требования пункта 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц, не представил в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения об адресе места нахождения ООО СК "Рассвет".
Судебные инстанции при пересмотре постановления должностного лица с изложенными в нем выводами согласились.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в редакции Федерального закона от 27 октября 2020 года N 350-ФЗ) предусмотрено, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
По смыслу части 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц выполнение обязанности по сообщению в налоговый орган достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица определено конкретными сроками.
К событию административного правонарушения относится время совершения административного правонарушения, данное обстоятельство входит в предмет доказывания и подлежит выяснению по делу об административном правонарушении.
Однако в ходе производства по настоящему делу с учетом положений статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц не установлено, когда не были представлены достоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица, вопрос о том, направлялось ли уведомление в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц, не исследовался.
При этом согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, данные о месте нахождения ООО СК "Рассвет" по адресу: "адрес", внесены в реестр 14 февраля 2017 года.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, длящимся не является. Срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение начинает исчисляться на следующий день по истечении срока, в который подлежат представлению сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган, либо в день представления недостоверных сведений.
Установление времени совершения правонарушения имеет существенное значение, поскольку связано со сроками давности привлечения к административной ответственности, предусмотренными статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях время совершения административного правонарушения в ходе производства по настоящему делу не установлено.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования данных норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены, обстоятельства, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного решение судьи Самарского областного суда от 7 марта 2024 года, вынесенное в отношении учредителя ООО СК "Рассвет" Гуляндина А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Самарского областного суда.
Вопрос о законности и обоснованности привлечения должностного лица Гуляндина А.С. к административной ответственности подлежит разрешению при новом рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи, в связи с чем доводы жалобы в означенной части не подлежат рассмотрению по существу в настоящей стадии производства по делу.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Гуляндина Артема Сергеевича удовлетворить частично.
Решение судьи Самарского областного суда от 7 марта 2024 года, вынесенное в отношении учредителя ООО СК "Рассвет" Гуляндина Артема Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Самарский областной суд.
Жалобу в части несогласия с постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области от 27 декабря 2022 года N, решением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 29 января 2024 года оставить без рассмотрения по существу
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что учредитель юридического лица был неправомерно привлечен к административной ответственности за непредставление достоверных сведений о месте нахождения компании. Судебные инстанции не установили время совершения правонарушения, что является существенным процессуальным нарушением, и направили дело на новое рассмотрение для выяснения всех обстоятельств.