Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Шарипова Динара Диляверовича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365, решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 года, вынесенные в отношении Шарипова Динара Диляверовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365 Шарипов Динар Диляверович (далее Шарипов Д.Д.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 года, Шарипову Д.Д. восстановлен срок обжалования постановления должностного лица от 17 февраля 2023 года, постановление государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365 изменено, административный штраф снижен до 125 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Шарипов Д.Д. просит отменить вынесенные в отношении него постановление должностного лица и судебные решения с прекращением производства по делу.
Кроме того, Шариповым Д.Д. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования судебных актов, которое следует оставить без рассмотрения, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования вступивших в законную силу решений.
Требования заявителя о признании бездействия государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО Бигловой О.Н. незаконным, подлежат оставлению без рассмотрения, поскольку рассматриваются в порядке иного судопроизводства (глава 22 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации).
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, - влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 16 января 2023 года в 13 часов 00 минут на 15 км + 254 м автодороги Урал-Чишмы-Аксеново-Киргиз-Мияки в Чишминском районе Республики Башкортостан тяжеловесное 5-осное транспортное средство Камаз 55102С, государственный регистрационный знак N, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения в Российской Федерации, части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения", осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением допустимой нагрузки на ось N 2 на 12, 96 % (9, 037 т при допустимой нагрузке 8, 000 т).
Собственником транспортного средства Камаз 55102С, государственный регистрационный знак N, является Шарипов Д.Д.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - АПВГК, заводской номер 209576, свидетельство о поверке N С-АБ/13-09-2022/186430831 действительно до 12 сентября 2023 года.
Оснований сомневаться в достоверности результатов измерения весовых параметров названного транспортного средства не имеется.
Приведенные обстоятельства подтверждены представленными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Шарипова Д.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Шарипова Д.Д. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Довод жалобы о том, что должностным лицом и судебными инстанциями не учтено ненадлежащее состояние дорожного полотна, имеющего дефекты, погодные условия, что привело к некорректной работе пункта весового габаритного контроля, был предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями, и был обоснованно отклонен по мотивам, приведенным в судебных решениях.
Стоит отметить, что при определении нагрузки на отдельные оси грузового транспорта учитываются возможные отклонения при измерении весовых параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам (особенности весового оборудования, природно-климатических условий, движения транспортного средства и пр.) в размере погрешности средства измерения. Результаты взвешивания транспортного средства указаны с учетом погрешности названного технического средства. Собственнику следовало учесть особенности перевозимого груза, обеспечить соответствующий способ перевозки такого груза и не допускать превышение ограничений нагрузки на ось транспортного средства.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства и представленные доказательства, присущие каждому конкретному делу.
Событие вменяемого административного правонарушения, фактические обстоятельства объективной стороны и виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Постановление о привлечении Шарипова Д.Д. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При пересмотре постановления о назначении наказания судья районного суда, оценив конкретные обстоятельства дела, реализуя принцип индивидуализации наказания, исключая чрезмерное обременение административной ответственности, счел возможным назначить наказание ниже низшего предела в соответствии с положениями частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 года.
Согласно решению судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года постановление государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365 о привлечении Шарипова Д.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, административный штраф снижен до 125 000 рублей.
Однако судья верховного суда республики при рассмотрении жалобы Шарипова Д.Д. на указанное постановление должностного лица и решение судьи районного суда в своем решении от 29 января 2024 года указывает на оставление постановления должностного лица от 17 февраля 2023 года решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года без изменения, на признание Шарипова Д.Д. виновным в совершении указанного административного правонарушения и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 года, вынесенное в отношении Шарипова Динара Диляверовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению: выводы об оставлении постановления государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365 решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года без изменения, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, заменить указанием на изменение решением судьи районного суда от 9 ноября 2023 года вышеуказанного постановления должностного лица от 17 февраля 2023 года со снижением наказания в виде административного штрафа до 125 000 рублей.
В остальной части вышеуказанный судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Шарипова Динара Диляверовича удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 года, вынесенное в отношении Шарипова Динара Диляверовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: выводы об оставлении постановления государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365 решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года без изменения, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей заменить указанием на изменение решением судьи районного суда от 9 ноября 2023 года вышеуказанного постановления должностного лица от 17 февраля 2023 года со снижением наказания в виде административного штрафа до 125 000 рублей.
В остальной части решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 года, а также решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 года, постановление государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 17 февраля 2023 года N 10610500230217000365 оставить без изменения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административное наказание за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства было изначально завышено и снизил штраф с 250 000 рублей до 125 000 рублей. Суд установил, что все юридически значимые обстоятельства были учтены, а доводы о ненадлежащем состоянии дороги отклонены как неубедительные.