Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Таймасовой Л.Л., действующей на основании доверенности в интересах директора общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" Майорова Антона Олеговича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2024 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" (далее ООО "Натяжные потолки "Репа", общество) Майорова Антона Олеговича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2024 года, директор ООО "Натяжные потолки "Репа" Майоров Антон Олегович (далее - Майоров А.О.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Таймасова Л.Л. ставит вопрос об отмене принятых по данному делу судебных актов в отношении Майорова А.О, считая их незаконными.
Изучение дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Майорова А.О. к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Основанием для привлечения Майорова А.О. к административной ответственности на основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что Майоров А.О, являясь директором ООО "Натяжные потолки "Репа", расположенного по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Патриса Лумумбы, дом 8, помещение 30, в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Закон о противодействии коррупции) в установленный срок (до 21 октября 2023 года) не направил в УФСИН России по Чувашской Республике уведомление о заключении 11 октября 2023 года трудового договора с ФИО7, замещавшим до 21 апреля 2023 года должность заместителя начальника центра трудовой аттестации осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике, включенную в утвержденный приказом ФСИН России от 18 февраля 2021 года N 92 перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 2-5); письменными объяснениями Майорова А.О. (л.д. 6); копией приказа о вступлении в должность директора ООО "Натяжные потолки "Репа" Майорова А.О. с 30 июня 2022 года (л.д. 9); копией должностной инструкции директора общества (л.д. 11-13); копией приказа о приеме на работу в ООО "Натяжные потолки "Репа" монтажником ФИО7. с 11 октября 2023 года, подписанного Майоровым А.О. (л.д. 14); копией трудового договора от 11 октября 2023 года N 231, заключенного между ООО "Натяжные потолки "Репа" в лице директора Майорова А.О. и ФИО7. (л.д. 15-17); сообщением в УФСИН по Чувашской Республике от 8 февраля 2024 года о заключении трудового договора обществом с бывшим государственным служащим Бондаревым В.Г. (л.д. 18); письменными объяснениями ФИО7. (л.д. 19); сообщением УФСИН России по Чувашской Республике сведениями об увольнении 21 апреля 2023 года на основании приказа от 17 апреля 2023 года N 106-лс Бондарева В.Г, замещавшего должность заместителя начальника центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике (л.д. 37) и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Майорова А.О. квалифицированы по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Майоров А.О, являющийся директором общества и не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 19.29 названного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Майорова А.О. состава вмененного административного правонарушения, сведения о ранее занимаемой должности Бондарев В.Г. не представил, были проверены предыдущими судебными инстанциями и признаны несостоятельными, они опровергаются представленными доказательствами, в том числе письменными объяснениями Бондарева В.Г, из которых следует, что при приеме на работу он Майорову А.О. сообщил о ранее занимаемой им должности в УФСИН России по Чувашской Республике. Приказ о приеме на работу и трудовой договор с Бондаревым В.Г. лично подписан Майоровым А.О.
Принимая обжалуемые акты, мировой судья и судья районного суда правомерно признали, что Майоров А.О. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Майорова А.М. к административной ответственности соблюдены.
Право на защиту не нарушено и реализовано Майоровым А.О. в ходе производства по делу по своему усмотрению, в том числе посредством привлечения к участию в деле защитника.
Административное наказание назначено названному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, оснований для его изменения не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2024 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" Майорова Антона Олеговича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Таймасовой Л.Л. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал директора общества виновным в административном правонарушении за непредставление уведомления о трудовом договоре с бывшим государственным служащим, что нарушает требования антикоррупционного законодательства. Судебные инстанции подтвердили законность привлечения к ответственности и назначение штрафа, отклонив доводы защитника о незаконности действий.