Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Таймасовой Л.Л., действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 13 мая 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" (далее ООО "Натяжные потолки "Репа", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 13 мая 2024 года, ООО "Натяжные потолки "Репа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Таймасова Л.Л. ставит вопрос об отмене принятых по данному делу судебных актов в отношении общества, считая их незаконными, прекращении производства по делу.
Кроме того, защитником Таймасовой Д.Л. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования судебных актов, которое следует оставить без рассмотрения, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования вступивших в законную силу решений.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что ООО "Натяжные потолки "Репа", расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Патриса Лумумбы, дом 8, помещение 30, в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Закон о противодействии коррупции) в установленный срок (до 21 октября 2023 года) не направило в УФСИН России по Чувашской Республике уведомление о заключении 11 октября 2023 года трудового договора с ФИО7, замещавшим до 21 апреля 2023 года должность заместителя начальника центра трудовой аттестации осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике, включенную в утвержденный приказом ФСИН России от 18 февраля 2021 года N 92 перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 2-4); письменными объяснениями директор общества Майорова А.О. (л.д. 56); копией приказа о вступлении в должность директора ООО "Натяжные потолки "Репа" Майорова А.О. с 30 июня 2022 года (л.д. 8); копией приказа о приеме на работу в ООО "Натяжные потолки "Репа" монтажником ФИО7. с 11 октября 2023 года (л.д. 15); копией трудового договора от 11 октября 2023 года N 231, заключенного между ООО "Натяжные потолки "Репа" и Бондаревым В.Г. (л.д. 16-18); сообщением в УФСИН по Чувашской Республике от 8 февраля 2024 года о заключении трудового договора обществом с бывшим государственным служащим ФИО7. (л.д. 19); письменными объяснениями ФИО7. (л.д. 20); сообщением УФСИН России по Чувашской Республике сведениями об увольнении 21 апреля 2023 года на основании приказа от 17 апреля 2023 года N 106-лс ФИО7 замещавшего должность заместителя начальника центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике (л.д. 37), копией приказа УФСИН России по Чувашской Республике от 17 апреля 2023 года N 106-лс о расторжении контрактов по службе (л.д. 53-56) и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 этой статьи (часть 3 статьи 2.1 указанного Кодекса).
Таким образом, обществом, имевшим возможность для соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", но не принявшим всех зависящих от него мер по их соблюдению, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что полно установлено материалами дела.
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, являлись предметом проверки в ходе производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, а потому оно обоснованно привлечено к административной ответственности по настоящему делу.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок привлечения ООО "Натяжные потолки "Репа" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 6 апреля 2022 года в данный Кодекс введена статья 4.1.2, определяющая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно названной статье при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).
Если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 указанной статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (часть 4).
Таким образом, назначение административного наказания упомянутой категории лиц с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производится в том случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II указанного Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа для следующих лиц: граждан - в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку санкцией данной нормы не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то административное наказание в рассматриваемом случае назначается, в частности, юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в пределах от 50 000 рублей до 250 000 рублей.
Согласно материалам дела, ООО Натяжные потолки "Репа" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 февраля 2019 года по 10 августа 2020 года как микропредприятие, а с 10 августа 2020 года по настоящее время как малое предприятие.
Данное обстоятельство оставлено без внимания мировым судьей при назначении обществу административного наказания, допущенное нарушение не было устранено вышестоящей судебной инстанцией при рассмотрении жалобы на постановление в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 13 мая 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению, назначенное административное наказание подлежит снижению с применением положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу защитника Таймасовой Л.Л. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2024 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 13 мая 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Натяжные потолки "Репа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: снизить административное наказание в виде административного штрафа до 80 000 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что общество с ограниченной ответственностью нарушило требования законодательства о противодействии коррупции, не уведомив соответствующий орган о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим. На основании собранных доказательств было установлено, что общество подлежит административной ответственности, однако размер штрафа был снижен с 100 000 до 80 000 рублей.