Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Базгудинова Айдара Рафаилевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 октября 2023 года N 002/04/14.9-1872/2023, решение судьи Кировского районного суда города Уфы от 16 января 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 марта 2024 года, вынесенные в отношении бывшего главы администрации Демского района городского округа Уфа Республики Башкортостан Базгудинова Айдара Рафаилевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 октября 2023 года N 002/04/14.9-1872/2023, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2024 года (с учетом определения судьи от 1 февраля 2024 года об исправлении описки), решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 марта 2024 года, бывший глава администрации Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Базгудинов Айдар Рафаилевич (далее Базгутдинов А.Р.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции Базгутдинов А.Р. просит об отмене судебных актов и постановления должностного лица, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органам или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Базгутдинова А.Р. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 16 января 2020 года Администрацией Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан сформировано, утверждено и выдано муниципальное задание МБУ "Служба по благоустройству Демского района" городского округа город Уфа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог. Муниципальное задание утверждено главой администрации Демского района городского округа город Уфа.
Постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25 мая 2018 года N 849 утвержден прядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее -Порядок).
Учредителем МБУ "Служба по благоустройству Демского района" городского округа город Уфа является городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляет администрация района муниципальному бюджетному учреждения, именуемые в дальнейшем "учредитель".
Ежегодно решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан утверждается бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан на плановый период.
Администрация Демского района городского округа город Уфа, являясь главными распорядителями бюджетных средств, формирует и утверждает муниципальное задание в рамках принятого решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан "О бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год", а также в пределах лимитов бюджетных обязательств.
19 декабря 2020 года в адрес администрации Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан было выдано предупреждение N Т0002/01/15-3276/2020 о прекращении действий, в которых усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в течение 20 рабочих дней со дня получения предупреждения прекратить указанные действия путем: 1) отмены муниципального задания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы; 2) организации выполнения работ по содержанию дорог и дорожных сооружений, в том числе ямочного ремонта в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.
Между тем, администрацией Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение двух лет не совершено действий, по приведению муниципального задания (муниципальных заданий) в соответствие с нормами действующего законодательства.
Муниципальное задание на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годы также содержит в себе возможность выполнять работы по ремонту дорог, содержанию автомобильных дорог, ямочному ремонту.
Установленные муниципальным заданием спорные виды работ, могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к указанным работам не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур и заключения муниципального контракта.
Таким образом, действия администрации Демского района, выразившиеся в наделении муниципального бюджетного учреждения правом выполнения работ без проведения торгов, могут привести к ограничению конкуренции на конкурентных рынках выполнения работ, оказания услуг по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
С октября 2019 года по 31 октября 2022 года должность главы администрации Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан занимал Базгудинов А.Р.
B соответствии с положениями пункта 4.1 Положения Администрации района, утвержденным решением Совета от 21 ноября 2012 года N11/5 администрацию района возглавляет глава, который назначается на должность и освобождается от должности главой администрации города на условиях срочного трудового договора.
Согласно пункту 4.10.1 глава администрации района на основе единоначалия руководит деятельностью администрации района. В силу пункта 4.11 всю ответственность за результаты деятельности администрации района, своевременность и качество решаемых задач и выполняемых функций, возложенных на администрацию района настоящим Положением, несет глава администрации района.
Нарушение норм антимонопольного законодательства допущено бывшим главой администрации Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Базгудиновым А.Р.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: предупреждением N ТО002/01/15-3276/2020 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; протоколом об административном правонарушении от 22 сентября 2023 года; решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N 11/S; определением о назначении времени и места рассмотрения дела; предписанием комиссии УФАС по РБ от 19 октября 2022 года N 002/01/15-61/2022; иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия бывшего главы администрации Демского района городского округа Уфа Республики Башкортостан Базгутдинова А.Р. квалифицированы по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельства, препятствующие Базгудинову А.Р. соблюсти требования антимонопольного органа, отсутствовали. У Базгудинова А.Р. в период его нахождения на посту главы администрации Демского района городского округа город Уфа имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но меры по их соблюдению предприняты не были.
Вывод административного органа и судебных инстанций о наличии в деянии бывшего главы администрации Демского района городского округа Уфа Республики Башкортостан Базгутдинова А.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность назначения Базгутдинову А.Р. административного наказания проверены судебными инстанциями с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме.
Право Базгутдинова А.Р. на защиту при производстве по делу об административном правонарушении не нарушено и реализовано им по своему усмотрению. Базгутдинов А.Р. имел возможность реализовать предоставленные ему процессуальные права без ограничений.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении и при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в отсутствие надлежащим образом уведомленного о составлении протокола Базгутдинова А.Р. Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения. Каких-либо существенных недостатков, влекущих его недопустимость, протокол об административном правонарушении не содержит.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Вопреки доводам заявителя существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалоб судьями районного и верховного судов не допущено.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в том числе о нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности ввиду его ненадлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания, являлись предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными, не влекущими отмену состоявшихся актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 октября 2023 года N 002/04/14.9-1872/2023, решение судьи Кировского районного суда города Уфы от 16 января 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 марта 2024 года, вынесенные в отношении бывшего главы администрации Демского района городского округа Уфа Республики Башкортостан Базгудинова Айдара Рафаилевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Базгутдинова А.Р. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия бывшего главы администрации района привели к нарушению антимонопольного законодательства, выразившемуся в наделении муниципального учреждения правом выполнения работ без проведения торгов. Административное наказание в виде штрафа было признано законным, а доводы о процессуальных нарушениях отклонены как несостоятельные.