Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Орловой И.Н, судей Ляпина Н.А. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 19 апреля 2024 года кассационную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-1066/2023 по административному исковому заявлению Ефремова Василия Николаевича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области, УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов и доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ефремов В.Н, отбывающий наказание по приговору суда, обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 6 000 руб, из которых 4 000 руб. - за содержание в помещениях, не отвечающих санитарным нормам, 2 000 руб. - за нарушение рациона питания; компенсации морального вреда в размере 5 000 руб, а также взыскании почтовых расходов в размере 334 руб, указывая, что он содержался в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области, при этапировании из одного исправительного учреждения в другое не был обеспечен на протяжении двух суток рационом питания, предназначенным для больных туберкулезом. Он и еще четверо осужденных, страдающих туберкулезным заболеванием, содержались в помещениях, не отвечающих санитарным нормам и правилам. По данным обстоятельствам Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях руководителю ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Решением Новотроицкого городского Оренбургской области от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 октября 2023 года, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ефремова В.Н. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 3 000 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 6 мая 2024 года, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Отмечает, что 4 июля 2021 года Ефремов В.Н. при конвоировании был обеспечен индивидуальным рационом питания N 1 в связи с временным отсутствием индивидуального рациона питания N 2 на складе учреждения, а также были выданы важные элементы питания для человека (хлебцы, консервы, сахар, чай). Недополученные продукты питания в виде: молока питьевого в количестве 500 гр, фруктов сушеных в количестве 50 гр, печенья в количестве 50 гр, не являются фактом причинения ему каких-либо нравственных и физических страданий. Считает, что само по себе содержание административного истца под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию вреда, размер компенсации в сумме 3 000 руб. не соответствует принципам разумности и справедливости, учитывая отсутствие каких-либо негативных последствий для административного истца.
Указывает также на пропуск административным истцом срока на обращение в суд.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21 мая 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу.
Конституция Российской Федерации как основной закон Российской Федерации в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В силу положений статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 76 УИК РФ, при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. При перемещении осужденных они обеспечиваются питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.
В силу части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых (далее - Порядок), согласно пункту 130 которого при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования.
Особенности организации питания больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, урегулированы специальными нормами, содержащимися в главе IX Порядка, на основании которых во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется организация лечебного питания для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в специальных диетах, по назначению лечащего врача в зависимости от характера заболевания.
В соответствии с пунктом 151 Порядка больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении.
Приложением N 5 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" в числе прочего установлены: повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы на мирное время.
Согласно приложению N 6 к тому же приказу, установлен рацион питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время. Указанный рацион содержит два вида индивидуального рациона питания.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Ефремов В.Н. прибыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области 2 апреля 2020 года для отбытия наказания по приговору Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2019 года.
Ефремов В.Н. имеет заболевание "данные изъяты".
4 июля 2021 года Ефремов В.Н. убыл в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области.
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, а также положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, исходил из нарушения условий содержания Ефремова В.Н. в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области, выразившихся в наличии плесени в камере временного содержания, расположенной в подвальном помещении дежурной части исправительного учреждения, где содержался административный истец в период с 22.00 часов 25 августа по 05.00 часов 26 августа 2022 года, а также не обеспечении индивидуальным рационом питания N 2, установленного для больных, находящихся на лечении.
Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, судебные инстанции, принимая во внимание объем допущенного нарушения, обеспечение административного истца при конвоировании индивидуальным рационом питания N 1, срок нахождения административного истца без усиленного питания, что само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания лицу, содержащемуся в местах лишения свободы, в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, а также принимая во внимание названные положения законодательства, последствия допущенных нарушений, пришел к выводу о том, что с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию компенсация в размере 3 000 руб, указав, что компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты и не приведет к неосновательному обогащению административного истца.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выводам, доказательства, принятые ими во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Правовых оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, постановленных на правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, по доводам кассационной жалобы, выражающих несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, не имеется.
Ссылки административного ответчика на отсутствие недобросовестности действий сотрудников уголовно-исполнительной системы, отсутствие индивидуального рациона питания N 2 на складе учреждения, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу части 2 статьи 12.1 УИК РФ взыскание компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.