Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Орловой И.Н, судей Ляпина Н.А. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 мая 2024 года кассационную жалобу Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" на решение Промышленного районного суда г. Самары от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 года по административному делу N 2а-9211/2023 по административному исковому заявлению Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" в лице президента Фокина Артема Геннадьевича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения от 16 декабря 2022 года N 1741-р.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Морозовой М.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 1741-р Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида" включена в реестр иностранных агентов.
Самарская общественная организации ЛГБТ+ "Ирида" в лице президента Фокина А.Г. (далее - организация) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного распоряжения, указав, что о присвоении статуса иностранного агента организации стало известно 17 декабря 2022 года из сети "Интернет", оспариваемое решение в адрес организации не направлялось, в нем не указаны факты и основания, послужившие признанию организации иностранным агентом, при принятии решения не выяснялась позиция организации, не отбирались объяснения. Реквизиты банковской карты организации имеются на официальной странице группы общественной организации "ВКонтакте" в сети "Интернет". Считает, что перевод 16 декабря 2022 года на счет организации денежной суммы в размере 100 руб. совершен с целью дискредитации организации в глазах общества.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 18 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 7 мая 2024 года, организация просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.
Министерством юстиции Российской Федерации представлены возражения на кассационную жалобу.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21 мая 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При определении пределов проверки законности судебных актов судов нижестоящих инстанций суд кассационной инстанции, исходя из содержания части 2 статьи 329 КАС РФ, вправе проверять правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу по доводам кассационной жалобы допущено не было.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона (часть 1).
Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (далее - лица) (часть 2).
Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов (далее - реестр) в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра (часть 4).
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами; под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В силу части 1 статьи 4 того же Федерального закона под видами деятельности, указанными в его части 1 статьи 1, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно подпункту "е" пункта 9 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Минюста России от 29 ноября 2022 года N 307, основанием для включения в реестр является распоряжение Минюста России, издаваемое на основании, результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представляемых в соответствии с Законом N 255-ФЗ, а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что основанием принятия оспариваемого распоряжения послужили сведения, представленные ГУ МВД России по Самарской области, письма Управления Минюста по Самарской области, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, а также сведения, размещенные в открытых источниках.
Организация на странице в социальной сети "ВКонтакте" "данные изъяты" распространяет информацию для неограниченного круга лиц, в том числе, содержащую пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, распространение ЛГБТ литературы, в том числе среди несовершеннолетних, а также о дискредитации организацией деятельности органов государственной власти и управления, связанной с противодействием пропаганде нетрадиционных отношений в России; обращения к органам государственной власти с различными требованиями политического характера (публикация от 8 июля 2022 года, содержащая открытое обращение к прокурору Промышленного района г. Самары с заявлением об административном правонарушении депутата Ямпольской, негативно оценивающей детей с гомосексуальной ориентацией, требование о возбуждении дела об административном правонарушении; публикация от 18 июля 2022 года, содержащая открытое обращение к депутату Государственной Думы Матвееву М.Н. с просьбой отказать в поддержке законопроекта N 165975-8, запрещающего "пропаганду гомосексуальных людей, который расценивается как "бредовый и необоснованный"; публикация от 26 октября 2022 года, содержащая открытое обращение к депутатам Государственной Думы Хинштейну А.Е, Казакову В.А, Матвееву М.Н, Комитету по государственному строительству и законодательству и Комитету по информационной политике, информационным технологиям и связи о законопроектах N 217471-8 и N 217472-8, которые расцениваются как нарушающие Конституцию Российской Федерации и общепризнанные права и свободы человека и призывает доработать их, не принимая в текущем виде; публикации от 30 ноября 2022 года, содержащие обращение к депутату Государственной Думы Российской Федерации Горячевой К.А, депутату Московской городской думы Бесединой Д.С. и т.д.).
Информация, размещенная общественной организацией на официальной странице группы в сети Интернет, содержит, в том числе, сведения о получении Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" от издательства "PopcornBooks" печатных изданий - книг "Девочка в нулевой степени", "Фехтовальщик. Том первый", "Девушка из Дании", "Автоквирография".
При этом установлено, что издательство "PopcornBooks" (функционирует через юридическое лицо ООО "Попкорн Букс" ("данные изъяты"), генеральный директор которого Докучаев А.В. внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 28 октября 2022 года).
Представленный административным истцом договор дарения от 19 сентября 2022 года N 4 вышеуказанных книг, заключенный между дарителем ООО "Индивидуум принт" и одаряемым - Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида", не опровергает информации, размещенной организацией на официальной странице группы в сети "Интернет".
Кроме того, установлено, что ООО "Индивидуум принт" также является получателем опосредованного иностранного финансирования, в том числе от Ирландской организации ВООКМАТЕ LIMITED, внесенной 28 октября 2022 года в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, пришёл к выводу о том, что, принимая решение о включении Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" в реестр иностранных агентов, действовал в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями законодательства, оспариваемое распоряжение не нарушает права и свободы административного истца.
При этом судебные инстанции исходили из соответствия указанной организации критериям иностранного агента, указанным в части 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций правильными, основанными на применимых нормах действующего законодательства, исходя из установленных им обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии протокола и аудиопротокола предварительного судебного заседания повторяют доводы апелляционной жалобы, были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении. Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, связанные с иным толкованием положений приведенного выше законодательства, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, а при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.