Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Трескуновой Л.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 апреля 2024 года кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (далее - УФСИН России по Самарской области), федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (далее - ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области) на решение Красноярского районного суда Самарской области от 13 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года по административному делу N 2а-2038/2023 по административному исковому заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области об оспаривании бездействия органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области по доверенности Салдаевой В.А, мнение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, представляющего административного истца, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Самарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области (далее также - административный истец, прокурор) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что по результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения законов в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения при содержании осужденных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области (далее также - учреждение) выявлены нарушения условий содержания указанных лиц: в камерах штрафного изолятора NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 размеры отдельных спальных мест (откидных коек) варьируются от 1810 х 595 мм до 1890 х 690 мм, в помещениях камерного типа NN 1, 2, 3, 4, 6, 7 - от 1670 х 510 мм до 1895 х 630 мм, что не соответствует установленным нормативам (акт проверки от 16 февраля 2023 года); в общежитиях отрядов NN 3, 4 - в спальных помещениях, санитарных узлах и иных комнатах на стенах и потолках имеются следы протечек воды, грибковые образования, локальные отслоения штукатурного и лакокрасочного слоя, частичное разрушение напольного покрытия - линолеума, напольной плитки, разрушение оконных конструкций и т.д. (акт проверки от 27 февраля 2023 года).
28 февраля 2023 года прокурором в адрес начальника учреждения внесено представление об устранении нарушений, представление рассмотрено в установленный срок и удовлетворено.
12 апреля 2023 года при посещении помещений столовой учреждения выявлены нарушения требований статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части неудовлетворительного санитарно-гигиенического состояния ее помещений - центрального входа в столовую, вестибюля, обеденного зала варочного цеха и т.д.
28 апреля 2023 года прокурором в адрес начальника учреждения внесено представление об устранении нарушений, представление рассмотрено в установленный срок и удовлетворено.
Ранее выявленные нарушения требований статей 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и изданных во исполнение данных норм ведомственных приказов Минюста и ФСИН России, регламентирующих материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение осужденных к лишению свободы, руководством ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области не устранены.
Так, 10 июля 2023 года установлено, что в камерах штрафного изолятора NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, а также в камерах помещения камерного типа NN 1, 2, 3, 4, 6, 7, размеры откидных коек продолжают не соответствовать установленным нормативам 1900 х 700 мм, что является нарушением требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", а также пункта п. 12 Главы 2 Приказа ФСИН России "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России" от 27 июля 2007 года N 407, пунктом 14.4.8 СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (акт проверки от 10 июля 2023 года).
25 июля 2023 года установлено, что в общежитиях отрядов NN 3, 4 - в жилых и санитарных помещениях на стенах и потолках имеются следы протечек, поражения грибком, напольное, потолочное, настенное покрытие, откосы, дверные проемы имеют дефекты (местами отколота плитка, порван линолеум, отслоилась краска, побелка), что не позволяет проводить качественную уборку помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств; в столовой гарантийного питания осужденных внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений столовой для спецконтингента (центральный вход, вестибюль, обеденный зал и т.д.) имеет дефекты покрытия пола, стен, потолка (местами отколота плитка, отслоилась краска, частично отсутствуют потолочные плиты подвесного потолка типа армстронг), в обеденном зале столовой для спецконтингента (справа от входа), душевой, раздевальной хлебопекарни имеются следы протечек и т.д, что является нарушение требований ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
25 июля 2023 года установлено, что в нарушение требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в спальных помещениях отрядов NN 3, 4 имеются повреждения оконных стекол в виде трещин и отсутствия окон, в санитарном узле отряда N 3 неисправна 1 чаша Генуя, в санитарном узле отряда N 4 неисправно 3 чаши Генуя.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом произведенных уточнений, прокурор просил суд: признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области", выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований статей 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение;
обязать администрацию учреждения в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно: оборудовать камеры штрафного изолятора NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 и камеры помещения камерного типа NN 1, 2, 3, 4, 6, 7 откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками, в соответствии с установленными размерами 1900 х 700 мм.;
в общежитии осужденных отряда N 3 провести строительно-монтажные работы (штукатурка, побелка, покраска) в спальном помещении (с заменой поврежденных стекол в оконных рамах), умывальнике, раздевалке, комнате хранения личных вещей, туалетах NN 1, 2 (с ремонтом неисправной сливной арматуры в чашах Генуя) с целью устранения следов протечек, поражения грибком и иных дефектов напольного, потолочного, настенного покрытия, откосов и дверных проемов, приведя их в соответствие с требованиями материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических норм;
в общежитии осужденных отряда N 4 провести строительно-монтажные работы (штукатурка, побелка, покраска) в холле, спальном помещении (с заменой поврежденных стекол в оконных рамах), умывальнике, комнате воспитательной работы, комнате приема пищи, комнате хранения инвентаря, сушилке, коридоре, туалете (с ремонтом неисправной сливной арматуры в чашах Генуя) с целью устранения следов протечек, поражения грибком и иных дефектов напольного, потолочного, настенного покрытия, откосов и дверных проемов, приведя их в соответствие с требованиями материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических норм;
в столовой гарантийного питания осужденных провести строительно-монтажные работы (штукатурка, побелка, покраска) в центральном входе, вестибюле, обеденном зале (основном), варочном цехе, коридоре из варочного цеха, душевых NN 1, 2, овощном цехе, рыбном цехе, мясном цехе, моечных NN 1, 2, 3, подсобных помещениях перед аварийным выходом из моечной N 3, подсобных помещениях в обеденном зале N 2, санитарном узле, сушилке, с целью устранения следов протечек и иных дефектов напольного, потолочного, настенного покрытия, откосов и дверных проемов, приведя их в соответствие с требованиями материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических норм.
При недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области возложить на УФСИН России по Самарской области и ФСИН России обязанность обеспечить финансирование работ по оборудованию камер штрафного изолятора NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 и камер помещения камерного типа NN 1, 2, 3, 4, 6, 7 откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками, в соответствии с установленными размерами 1900 х 700 мм, а также по проведению строительно-монтажных работ в зданиях общежитий осужденных отрядов N 3, 4 и столовой гарантийного питания.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 13 ноября 2023 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года, изменено решение суда первой инстанции, третий абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" в течение 6 месяцев со дня поступления финансов устранить выявленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства", восьмой абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "отнести материальные расходы по мероприятиям по устранению выявленных нарушений на ФСИН России". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области просят отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильного применения судами норм материального права.
По мнению автора жалобы, поскольку решение о строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении зданий, помещений учреждения уполномочено принимать ФСИН России путем выделения лимитов бюджетных обязательств из федерального бюджета посредством включения в соответствующие федеральные целевые программы, постольку учреждение не является надлежащим ответчиком по делу.
Возложение на учреждение обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий в части устранения недостатков в области санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечивающих охрану здоровья граждан является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу.
Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и административными ответчиками не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, ссылаясь на отсутствие доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности устранения выявленных нарушений, удовлетворил требование прокурора о признании оспариваемого бездействия ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области незаконным с возложением соответствующих обязанностей на учреждение и ФСИН России.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Из Устава ФКУ ИК-10 России по Самарской области следует, что его учредителем и собственником имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России; учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Из приведенного правового регулирования следует, что ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, отвечает лишь в случае недостаточности выделенных лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению.
Таким образом, возложение отдельной обязанности на ФСИН России профинансировать устранение нарушений должно иметь место лишь в случае устранения нарушений, требующих капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов уголовно-исполнительной системы, при недостаточности выделенных лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению, в остальных случаях финансирование осуществляется УФСИН России по Самарской области, как территориальным органом ФСИН России и распорядителем бюджетных средств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обжалуемыми судебными актами на административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области не возложена обязанность провести строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений учреждения.
Кроме того, ФСИН России привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика, на которого судом апелляционной инстанции отнесены материальные расходы по устранению нарушений в деятельности учреждения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций с учетом корректировки, произведенной апелляционным судом, установленный срок отвечает требованиям разумности, вопросы исполнения обжалуемых судебных актов могут быть разрешены судом в порядке производства, связанного с исполнением судебных постановлений, в частности путем рассмотрения заявления о рассрочке, отсрочке исполнения судебных актов при наличии к тому правовых оснований.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что возложение на учреждение соответствующих обязанностей является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, судами первой и апелляционной инстанций сделан верный вывод об ошибочности таких суждений, поскольку обжалуемые судебные акты не ущемляют самостоятельности учреждения в решении вопросов, возложенных на них действующим законодательством, и направлены прежде всего на понуждение учреждения прокурором в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.
Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского районного суда Самарской области от 13 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.