Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Умбетовой Э.Ж, судей Орловой И.Н. и Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 25 апреля 2024 года кассационные жалобы административных ответчиков - Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области на решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года по административному делу N 2а-275/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области (далее - администрация МО Кваркенский сельсовет), администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области (далее - администрация МО Кваркенский район), Правительству Оренбургской области и Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о возложении обязанности ликвидировать свалки.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области по доверенности Ульяновой О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 29 ноября 2023 года административные требования прокурора удовлетворены.
На администрацию МО Кваркенский район и администрацию МО Кваркенский сельский совет возложена обязанность солидарно в течение трёх лет со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, расположенные на территории: земельного участка с кадастровым номером N, площадью 20000 кв. м, с координатами "данные изъяты" северной широты и "данные изъяты" восточной долготы в "адрес" и земельного участка в кадастровом квартале N, площадью 1000 кв. м, с координатами "данные изъяты" северной широты и "данные изъяты" восточной долготы в "адрес".
На Правительство Оренбургской области в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области возложена обязанность в пределах, установленных нормативными актами, осуществить финансирование мероприятий, направленных на ликвидацию свалок твердых бытовых отходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационных жалобах, поступивших в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 14 мая 2024 года, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительство Оренбургской области ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, указывая, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам Министерства о том, что земельные участки являются разграниченными в силу закона и находятся в муниципальной собственности и, следовательно, обязанность по софинансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на данных участках не может быть возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
По смыслу части 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в кассационном порядке могут быть обжалованы вступившие в законную силу судебные акты.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено апелляционным определением, оно не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции по кассационным жалобам административных ответчиков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 КАС РФ не препятствует ее рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20 июня 2024 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (часть 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 41 КАС РФ установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, верно применив нормы материального и процессуального права, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П, обоснованно исходил из того, что для правильного рассмотрения настоящего дела суду необходимо разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Оренбургской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером N является разграниченным, поскольку предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МО Кваркенский сельсовет, выводы суда апелляционной инстанции о необходимости направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не опровергают, поскольку в материалах дела отсутствуют документы и, соответственно, судом не установлено каким уполномоченным органом и на каком основании спорный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО Кваркенский сельсовет, не запрошены документы, послужившие основанием для регистрации указанного права пользования за данным органом местного самоуправления в ЕГРН.
При этом в отношении земельного участка в кадастровом квартале N, площадью 1000 кв. м, с координатами "данные изъяты" северной широты и "данные изъяты" восточной долготы в "адрес" сведений о передаче в пользование не имеется, также как и документов, подтверждающих право собственности на него.
Учитывая процессуальные основания отмены решения суда первой инстанции и то обстоятельство, что судом апелляционной инстанции административное дело по существу заявленных прокурором требований не рассматривалось, оценка иным доводам кассационной жалобы, в том числе о надлежащем ответчике по данному административному спору, о нормах права, подлежащих применению при рассмотрении спора по существу, местоположении свалки в "адрес", умышленности неправомерных действий муниципального образования по возникновению места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в соответствии с положениями части 3 статьи 329 КАС РФ, не может быть дана в рамках настоящего кассационного рассмотрения, поскольку данные вопросы подлежат рассмотрению судом первой инстанции при новом рассмотрении административного дела с учетом установленных обстоятельств и представленных лицами, участвующими в деле доказательств в обоснование своих позиций.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.