Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В, Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 мая 2024 года кассационную жалобу Кондратьева Ю.А. на решение Ленинского районного суда города Самары от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года по административному делу N 2а-5600/2023 по административному исковому заявлению Кондратьева Юрия Алексеевича к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенного в уведомлении от 28 августа 2023 года; возложении обязанности возобновить работу по заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения представителя Кондратьева Ю.А. по доверенности Салосиной А.С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кондратьев Ю.А. (далее также - административный истец, заявитель) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее также - административный ответчик, министерство).
В обоснование административного иска указано, что 23 июня 2009 года между ООО "Самарагорстрой" (застройщик) и ООО "Группа Реал" заключен договор участия в долевом строительстве N К/22/Ц, согласно которому застройщик обязался построить первую очередь коттеджного микрорайона "Дубрава" в поселке городского типа Стройкерамика Волжского района Самарской области и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать инвестору жилой дом, а инвестор обязался оплатить обусловленную договором цену и принять жилой дом с земельным участком в собственность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 июня 2012 года по делу N А55-10383/2009 в отношении ООО "Самарагорстрой" введена процедура банкротства - конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Самарской области от 8 декабря 2014 года конкурсное производство завершено.
Впоследствии обязательства по удовлетворению прав требований участников долевого строительства названного объекта были приняты ООО "Солнечная долина" в рамках конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, проведенного министерством строительства Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства".
Победителем конкурса ООО "Солнечная долина" принято обязательство по удовлетворению прав требований участников долевого строительства ООО "Самарагорстрой". По итогам конкурса заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства Самарской области, администрацией города Самары и ООО "Солнечная долина", согласно которым застройщик обязался обеспечить за счет собственных (или привлеченных, заемных) средств удовлетворение прав требований обманутых дольщиков объекта в соответствии с итогами конкурса и протоколом.
13 ноября 2017 года между ООО "Группа Реал" (участник долевого строительства 1), Кондратьевым Ю.А. (участник долевого строительства 2) и ООО "Солнечная долина" заключен договор уступки прав требований по договору N К/22/Ц долевого участия от 23 июня 2009 года, в соответствии с которым права и обязанности по договору долевого участия перешли к Кондратьеву Ю.А.
Решением Арбитражного суда от 16 июня 2021 года по делу N А55-2436/2021 в отношении ООО "Солнечная долина" применены правила банкротства застройщиков, предусмотренные параграфом 7 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", общество признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введено конкурсное производство.
16 марта 2023 года Кондратьев Ю.А. обратился в министерство с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Уведомлением от 28 августа 2023 года министерством сообщено Кондратьеву Ю.А. об отказе во включении его в реестр в связи с несоответствием критериям пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области", со ссылкой на то обстоятельство, что объект, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 0, 5 км. от пос. Стройкерамика, недалеко от поселка Заярье, признан 19 июля 2011 года проблемным Постановлением Правительства Самарской области, вместе с тем договор уступки прав требований по договору N К/22/Ц долевого участия от 23 июня 2009 года заключен 13 ноября 2017 года, то есть после признания объекта проблемным.
Считая свои права нарушенными, а уведомление незаконным, административный истец просила суд: признать незаконным решение министерства об отказе во включении их в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 28 августа 2023 года; возложить на министерство обязанность возобновить работу по заявлению и включить Кондратьева Ю.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 9 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований Кондратьева Ю.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административный истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о незаконности принятого министерством решения об отказе во включении Кондратьева Ю.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, указано на то обстоятельство, что производство о банкротстве застройщика ООО "Солнечная долина" прекращено, что в свою очередь не может являться основанием для отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившегося участника, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что 23 июня 2009 года между ООО "Самарагорстрой" (застройщик) и ООО "Группа Реал" заключен договор участия в долевом строительстве N К/22/Ц, согласно которому застройщик обязался построить первую очередь коттеджного микрорайона "Дубрава" в поселке городского типа Стройкерамика Волжского района Самарской области и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать инвестору жилой дом, а инвестор обязался оплатить обусловленную договором цену и принять жилой дом с земельным участком в собственность.
Объект, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 0, 5 км. от пос. Стройкерамика, недалеко от поселка Заярье, признан проблемным 19 июля 2011 года на основании Постановления Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 июня 2012 года по делу N А55-10383/2009 ООО "Самарагорстрой" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Самарской области от 8 декабря 2014 года конкурсное производство завершено.
Постановлением следователя от 5 июня 2012 года ООО "Группа Реал" признано потерпевшим по уголовному делу, возбужденному в отношении руководителя ООО "Самарагорстрой".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, и удовлетворения прав требований участников долевого строительства" Министерством строительства Самарской области в 2013 году проведен конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов.
Победителем конкурса признано ООО "Солнечная долина", которое приняло обязательство по удовлетворению прав требований участников долевого строительства на получение ими жилым домов проблемного объекта, застройщиком которого являлось ООО "Самарагорстрой".
13 ноября 2017 года между ООО "Группа Реал" (участник долевого строительства 1), Кондратьевым Ю.А. (участник долевого строительства 2) и ООО "Солнечная долина" (застройщик) заключён договор уступки прав требований по договору долевого участия N К/22/Ц от 23 июня 2009 года, в соответствии с которым права и обязанности по договору долевого участия перешли к Кондратьеву Ю.А. в части права требования на получение по окончании строительства объекта.
Решением Арбитражного суда от 16 июня 2021 года (объявлена резолютивная часть) по делу N А55-2436/2021 ООО "Солнечная долина" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, применены правила банкротства застройщиков, предусмотренные параграфом 7 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Защита прав участников долевого строительства осуществляется на основании Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 84-ГД).
В целях его реализации Правительством Самарской области принято постановление от 13 декабря 2019 года N 927, которое утвердило, в том числе Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
16 марта 2023 года Кондратьев Ю.А. обратился в министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Уведомлением от 28 августа 2023 года министерство строительства Самарской области сообщило об отказе во включении Кондратьева Ю.А. в реестр в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области N 84-ГД, и непредставлением документов, предусмотренных Порядком, в частности, о признании потерпевшим по уголовному делу.
Основанием для отказа указано, что объект, расположенный по адресу Самарская область, Волжский район, 0, 5 км. от пос. Стройкерамика, недалеко от поселка Заярье, признан 19 июля 2011 года проблемным Постановлением Правительства Самарской области, договор уступки прав требований по договору N К/22/Ц долевого участия от 23 июня 2009 года заключен 13 ноября 2017 года, то есть после признания объекта проблемным.
Разрешая заявленные Кондратьевым Ю.А. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для принятия оспариваемого решения министерством, о его соответствии требованиям указанного выше закона, принятии его компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий в установленные законом сроки и порядке, при этом исходил из несоответствия Кондратьева Ю.А. критериям, установленным в статье 5 Закона Самарской области N 84-ГД, и отсутствия в связи с этим у него права на оказание меры государственной поддержки.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции правильно согласился с его выводами, указал, что административного истца нельзя отнести к пострадавшим от действий недобросовестного застройщика, поскольку договор от 13 ноября 2017 года уступки прав требований по договору долевого участия N К/22/Ц от 23 июня 2009 года заключен после введения в отношении ООО "Солнечная долина" одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Выводы судов о несоответствии Кондратьева Ю.А. критериям, установленным в статье 5 Закона Самарской области N 84-ГД, и отсутствия в связи с этим у него права на оказание меры государственной поддержки, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
В силу частей 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области N 84-ГД орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства, принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 утверждён Порядок ведения реестра, в соответствии с пунктом 1.3 которого уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Реестр) органом является Минстрой Самарской области.
В силу статьи 2 Закона Самарской области N 84-ГД пострадавший участник долевого строительства - гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям, установленным статьей 5 данного Закона.
В силу пункта 2.5 Порядка ведения реестра, уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка ведения реестра, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.
Основаниями для принятия решения уполномоченным органом об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр являются: несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков (подпункт "а" пункта 2.5); непредставление документов, указанных в пункте 2.2 данного Порядка (подпункт "г" пункта 2.5).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области N 84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В силу пункта 2.2. Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, к заявлению пострадавшего участника долевого строительства, указанному в пункте 2.1 данного Порядка, прилагаются следующие документы:
а) паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключенный с недобросовестным застройщиком;
в) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Применив вышеуказанные правовые нормы, суды обеих инстанций установили, что не имеется оснований для отнесения административного истца к лицам, пострадавшим от действия недобросовестного застройщика в силу части 1 статьи 5 Закона Самарской области N 84-ГД, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения министерства и отсутствии нарушения прав административного истца.
Доводы кассационной жалобы о том, что договор уступки прав требований подписан и согласован застройщиком ООО "Солнечная долина", а производство о банкротстве данного застройщика впоследствии прекращено, получили надлежащую оценку судов и не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно и отмене (изменению) не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кондратьева Ю.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.