Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Трескуновой Л.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 мая 2024 года кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 февраля 2024 года по административному делу N 2а-4275/2023 по административному исковому заявлению Покачалова Александра Ивановича к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности возобновить работу по заявлению.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, возражения представителя Покачалова А.И. по доверенности Лахая А.Б. относительно удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Покачалов А.И. (далее также - административный истец, заявитель) обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее также - административный ответчик, уполномоченный орган) об оспаривании распоряжения от 29 мая 2023 года N РД-1321 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков" (далее также - распоряжение N РД-1321).
В обоснование административного искового заявления указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 381 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", пер. Граничный, участок NБ.
По заказу административного истца изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив которую он обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельных участков с последующим заключением соглашения и выкупом за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением N РД-1321 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка со ссылкой на то, что по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой распоряжением Правительства Самарской области от 23 декабря 2022 года N 719-р "Об утверждении документации по планировке территории регионального значения, расположенной в северной части городского округа Самара" (далее - Распоряжение N 719-р) утвержден проект межевания территории.
Считая отказ неправомерным, а свои права нарушенными, ссылаясь на отсутствие обстоятельств, препятствующих перераспределению земельных участков, административный истец оспорил распоряжение N РД-1321 в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 26 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционное апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 февраля 2024 года, признано незаконным распоряжение N РД-1321; на департамент возложена обязанность возобновить работу по заявлению Покачалова А.И. о перераспределении земельных участков.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, департамент просит об отмене судебных актов как постановленных при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ее податель высказывает несогласие с выводом судов о неправомерности оспариваемого распоряжения, приводит доводы о том, что судами не учтен факт вынесения Распоряжения N 719-р, которым утвержден проект межевания в отношении спорной территории.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Покачалов А.И. обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 29 мая 2023 года N РД-1321 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка на основании подпункта 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой распоряжением Правительства Самарской области от 23 декабря 2022 года N 719-р "Об утверждении документации по планировке территории регионального значения, расположенной в северной части городского округа Самара" утвержден проект межевания (л.д. 32).
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из неправомерности распоряжения N РД-1321 и нарушения прав заявителя, поскольку хотя и формально заявленный к перераспределению земельный участок из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, находится в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания распоряжением Правительства Самарской области от 5 декабря 2014 года N 935-р, с момента его утверждения истекло более 6 лет и отсутствует решение о резервировании спорного земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Суд кассационной инстанции соглашается с вышеозначенными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Из содержания пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации содержит основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Подпунктами 1, 7 части 3 названной статьи предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной при необходимости изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения (1); планируется осуществление комплексного развития территории (7).
Проект планировки территории, предусматривающий размещение стадиона, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года N 1168-р, проект межевания территории утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 5 декабря 2014 года N 935-р.
В силу пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Судебная коллегия рассматривает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что с момента утверждения проекта межевания спорной территории истекло более шести лет, при этом отсутствует решение о резервировании спорного земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Вопреки доводам кассатора, Распоряжением N 719-р утверждался не проект межевания территории, а документация по планировке территории регионального значения, в которой имеется ссылка на проект межевания, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 5 декабря 2014 года N 935-р (л.д. 96 оборот).
В связи с изложенным Распоряжение N 719-р не может рассматриваться как документ, оформивший утверждение нового проекта межевания спорной территории.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа административному истцу в перераспределении земельных участков, соответствуют обстоятельствам дела и правильно положены в основу обжалуемых судебных актов, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.