Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Набиева Р.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 мая 2024 года кассационную жалобу администрации сельского поселения Береговой Шигонского района Самарской области на решение Шигонского районного суда Самарской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 28 ноября 2023 года по делу N 2-326/2023 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Надиной Натальи Валентиновны к администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области о возложении обязанности организовать и обеспечить размещение контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, представляющего прокуратуру Самарской области, об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Шигонского района Самарской области (далее - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Надиной Н.В. к администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области (далее также - администрация).
В обоснование административного иска указано, что прокурорской проверкой, проведенной по обращению Надиной Н.В, установлено, что расстояние от принадлежащего Надиной Н.В. жилого дома до ближайшей контейнерной площадки превышает 100 метров, что является нарушением требований СанПиН 2.1.3684-21.
По данному факту прокурором 14 марта 2023 года в адрес администрации внесено представление, которое рассмотрено, но нарушения закона не устранены. Непринятие администрацией своевременных мер по размещению контейнерной площадки нарушает право пользования Надиной Н.В. жилым помещением и услугой по вывозу твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), а также право на благоприятную среду жизнедеятельности.
С учетом изложенного прокурор просил суд: возложить на администрацию обязанность организовать и обеспечить размещение контейнерной площадки для сбора ТКО на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от жилого дома ФИО1, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Шигонского районного суда Самарской области от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 28 ноября 2023 года, требования прокурора удовлетворены, на администрацию сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать и обеспечить размещение контейнерной площадки для сбора ТКО на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от жилого дома Надиной Н.В, расположенного по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и приводя доводы об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на администрацию, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы приведены утверждения о наличии объективных препятствий к размещению контейнерной площадки для сбора ТКО на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от жилого дома Надиной Н.В. в связи с рельефом местности и невозможностью беспрепятственного подъезда спецтранспорта для забора ТКО, наличием охранной зоны высоковольтных линий электропередачи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившегося участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Надиной Н.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Расстояние от принадлежащего Надиной Н.В. жилого дома до ближайшей контейнерной площадки превышает 100 метров, что является нарушением требований пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Из справки администрации от 21 февраля 2023 года N 5 следует, что по "адрес" установлены две контейнерные площадки по адресам: в районе "адрес" здания NБ; обустройство площадок, а также сами контейнеры полностью соответствуют санитарным требованиям, вывоз мусора осуществляется ежедневно; расстояние от "адрес" до ближайшей контейнерной площадки составляет около 300 метров.
Исполняющим обязанности прокурора Шигонского района Самарской области 14 марта 2023 года в адрес главы сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области внесено представление N Прдр-247-33-23/13-247 об устранении выявленных нарушений требований законодательства (л.д. 20-22).
Представление прокурора рассмотрено, в ответе на него указано на принятие к сведению изложенной в представлении информации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что непринятие административным ответчиком мер по оборудованию контейнерной площадки нарушает право Надиной Н.В. на получение услуги по вывозу ТКО и на благоприятную среду жизнедеятельности.
Суд апелляционной инстанции указал, что неисполнение административным ответчиком требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами может создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории сельского поселения Береговой, а также причинить вред окружающей природной среде.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что предусмотрено пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административный ответчик не лишен возможности самостоятельно избрать место установки контейнерной площадки в радиусе до 100 метров от жилого дома Надиной Н.В, с учетом рельефа местности, наличия охранных зон и иных препятствий, организовав при этом проезд спецтранспорта к указанной контейнерной площадке.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шигонского районного суда Самарской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения Береговой Шигонского района Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.