Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Набиева Р.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные соответственно 15 мая и 3 июня 2024 года кассационные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года по административному делу N 3га-593/2023 по административному исковому заявлению Ильясовой Эльвиры Маратовны о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Башкортостан N 539 от 21 октября 2021 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в части, о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан N 723 от 22 ноября 2022 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационных жалоб, выслушав в их поддержку объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан по доверенности Бейда З.Р, представителя Правительства Республики Башкортостан по доверенности Назаровой Е.Н, представителя некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" по доверенности Шайхутдинова Д.Р, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ильясова Э.М. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Правительству Республики Башкортостан (далее также - административный ответчик).
В обоснование требований указано, что она, являясь собственником "адрес" многоквартирном доме по "адрес" (далее - многоквартирный дом, МКД), об оспариваемых нормативных правовых актах узнала в феврале 2023 года, когда получила квитанцию за капитальный ремонт от некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан". Многоквартирный дом на кадастровом учете не стоит, разрешение на его ввод в эксплуатацию не выдавалось.
Административный истец полагала, что пункт 3298 постановления Правительства Республики Башкортостан N 539 от 21 октября 2021 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", пункт 3291 постановления Правительства Республики Башкортостан N 723 от 22 ноября 2022 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку объект может быть признан многоквартирным домом после его ввода в эксплуатацию.
Ильясова Э.М. с учетом уточненного административного искового заявления, просила суд: признать не действующими пункт 3298 постановления Правительства Республики Башкортостан N 539 от 21 октября 2021 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", пункт 3291 постановления Правительства Республики Башкортостан N 723 от 22 ноября 2022 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (т. 1 л.д. 195).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года, признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3298 постановления Правительства Республики Башкортостан N 539 от 21 октября 2021 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"; пункт 3291 постановления Правительства Республики Башкортостан N 723 от 22 ноября 2022 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
В кассационных жалобах Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В качестве доводов жалобы приведены утверждения о правомерности включения МКД в оспариваемые нормативные правовые акты по факту создания объекта и его фактической эксплуатации, а также об ошибочности выводов судов о возможности такого включения лишь после документально подтвержденного ввода объекта в эксплуатацию.
Кроме того, указано на: отсутствие нарушения прав административного истца включением МКД в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; нарушение прав иных собственников помещений в МКД, не привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, на получение услуги по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения явившихся лиц и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как определено частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения, пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, "адрес" по адресу: ФИО3, "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности Ильясовой Э.М, Газизову М.И. по ? доле с 29 мая 2016 года.
Многоквартирный дом включен в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, что подтверждается пунктом 3298 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 539 от 21 октября 2021 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", и пунктом 3291 постановления Правительства Республики Башкортостан N 723 от 22 ноября 2022 года "Об актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для включения спорного МКД, который не был введен в эксплуатацию, в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и нарушения прав административного истца как собственника жилого помещения в МКД.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций, как основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, вопреки позиции подателей жалобы, вышеприведенное правовое регулирование позволяет прийти к однозначному выводу о том, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
При этом фактическое создание и эксплуатация МКД не подменяют собой необходимость соблюдения положений действующего законодательства об обязательном вводе объекта в эксплуатацию. Утверждения кассаторов об обратном основаны на ошибочном толковании положений закона.
Судами верно констатирован факт несомненного нарушения прав административного истца как собственника жилого помещения в МКД включением последнего в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в отсутствие ввода объекта в эксплуатацию.
Подлежат отклонению как безосновательные утверждения подателей жалобы о нарушении прав иных собственников помещений в МКД, не привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в том числе на получение услуги по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД.
Так, судом кассационной инстанции принимается во внимание то обстоятельство, что от означенных лиц, не привлеченных к участию в деле, апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты по настоящему делу не поступало, тогда как Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан не уполномочены заявлять от их имени о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Содержание кассационных жалоб повторяет доводы апелляционных жалоб, аналогично позиции их подателей в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.