Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Набиева Р.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 мая 2024 года кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан (далее - МИФНС России N 8 по Республике Татарстан) на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 ноября 2023 года по административному делу N 2а-952/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России N 8 по Республике Татарстан к Бусыгину Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций, в том числе по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа, в том числе штрафа за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам).
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения представителя МИФНС России N 8 по Республике Татарстан по доверенности Манушакян Н.К, представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан по доверенности Махиянова Д.С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 8 по Республике Татарстан (далее также - административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Бусыгину С.А. (далее также - административный ответчик, налогоплательщик).
В обоснование административного иска указано, что Бусыгин С.А. имеет задолженность по налогам и иным обязательным платежам на общую сумму в размере 1 597 317 рублей 14 копеек, из которых: налог на доходы физических лиц за 2016-2018 годы в размере 1 217 450 рублей; пени в размере 210 732 рублей 39 копеек; штраф, начисленный в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2017 год в размере 13 000 рублей; штраф, начисленный в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2018 год в размере 78 077 рублей; штраф, начисленный в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2017 год в размере 19 500 рублей; штраф, начисленный в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2018 год в размере 58 557 рублей 75 копеек.
Налоговым органом в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения выездной налоговой проверки, решением от 19.01.2021 N 2.10-1/В Бусыгин С.А. привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 169 134 копеек 75 копеек.
На основании решения от 19 января 2021 года N 2.10-1/В Бусыгину С.А. доначислен налог на доходы физических лиц в размере 1 217 450 рублей, пени в размере 210 732 рублей 39 копеек.
Бусыгину С.А. предложено уплатить недоимку по налогу, пени, штрафам. В соответствии со статьей 69, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации Бусыгину С.А. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Бусыгиным С.А. в Управление Федеральной налоговой службы (далее - УФНС) по Республике Татарстан подана апелляционная жалоба на решение от 19 января 2021 года N 2.10-1/В, решением УФНС по Республике Татарстан от 18 марта 2021 года N 2.7-19/008912@ апелляционная жалоба Бусыгина С.А. оставлена без удовлетворения.
18 июня 2021 года Бусыгин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения 19 января 2021 года N 2.10-1/В.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано, однако апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 марта 2022 решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения о признании незаконным решения налогового органа от 19 января 2021 года N 2.10-1/В, после чего налоговым органом задолженность Бусыгина С.А, вошедшая в требование N 6866 по состоянию на 29 марта 2021 года, исключена из карточек расчетов с бюджетом.
Впоследствии кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 марта 2022 года отменено, решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 ноября 2021 года оставлено в силе.
На основании указанного кассационного определения налоговым органом восстановлена задолженность Бусыгина С.А. по решению от 19 января 2021 года N 2.10-1/В.
Бусыгину С.А. направлено требование N 24100 по состоянию на 12 августа 2022 года со сроком исполнения до 16 сентября 2022 года.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 1 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Бусыгина С.А. недоимки по обязательным платежам на общую сумму в размере 1 597 317 рублей 14 копеек, определением мирового судьи от 25 ноября 2022 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Бусыгина С.А. налоговой задолженности отказано.
Административный истец с учетом произведенного уменьшения требований просил суд: взыскать с Бусыгина С.А. недоимку по обязательным платежам на общую сумму в размере 1 561 584 рублей 79 копеек, из которых: налог на доходы физических лиц с доходов, полученные физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1 181 717 рублей 65 копеек, пени в размере 210 732 рублей 39 копеек, штраф в размере 91 077 рублей; штраф за налоговое правонарушение, установленное главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 78 057 рублей 75 копеек.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 ноября 2023 года, отказано в удовлетворения административного искового заявления МИФНС России N 8 по Республике Татарстан.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, налоговый орган, выражая несогласие с выводами судов, просит отменить постановленные по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что задолженность была сторнирована на основании вступившего в законную силу судебного акта, а налоговый орган лишен права на взыскание обязательных платежей и санкций.
Впоследствии после отмены судебного акта программой сформировано требование об уплате налога N 24100 от 12 августа 2022 года, которое соответствует реальным налоговым обязательствам налогоплательщика.
По истечении срока, указанного в требовании, налоговым органом направлено мировому судье заявление о вынесении судебного приказа, в принятии которого отказано, что впоследствии послужило для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, проверив соблюдение налоговым органом установленных законом порядка и сроков направления уведомлений и требований, соблюдение сроков на обращение в суд, исходил из того, что восстановление начислений, в отношении которых Бусыгину А.С. направлялось требование N 24100 от 12 августа 2022 года, не является изменением налоговой обязанности и основанием для направления нового требования. Таким образом, констатировано несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании с Бусыгина С.А. налога на доходы физических лиц, полученный физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы подателя жалобы о том, что на основании вступившего в законную силу судебного акта, налоговый орган был лишен права на взыскание в установленном порядке, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно ими отклонены, с чем соглашается судебная коллегия.
Так, по смыслу закона налоговый орган не вправе под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период.
Такое неоднократное направление налогоплательщику требований по уплате налогов и пеней влечет не только произвольное изменение установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков направления требования об уплате налогов и пеней, но и позволяет взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания по которым налоговым органом пропущен, что не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, а также нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверной оценке кассатором обстоятельств дела, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты, с учетом корректировки суда апелляционной инстанции, соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.