Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 22 мая 2024года кассационную жалобу администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 18апреля 2024 года по административному делу N2а-32/2024 по административному исковому заявлению прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах Скрябина Николая Николаевича к администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области, межведомственной комиссии администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации МигуноваВ.Ю, представляющего прокуратуру Кировской области, об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Мурашинского района Кировской области (далее также - административный истец, прокурор) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области (далее - административный ответчик, администрация), межведомственной комиссии администрации Мурашинский муниципальный округ Кировской области (далее - межведомственная комиссия), выраженного в нарушении срока, установленного для принятия решения о признании аварийным "адрес" ж/д "адрес" (далее также - многоквартирный дом, дом).
В обоснование административного искового заявления указано, что по результатам обследования, проведенного 11 ноября 2021 года, межведомственной комиссией выявлены основания для признания дома аварийным и непригодным для проживания, между тем соответствующее решение администрацией Мурашинского муниципального округа Кировской области принято только 5 сентября 2022 года.
Решением Мурашинского районного суда Кировской области от 14февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 18апреля 2024 года, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области, межведомственной комиссии администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный округ "адрес" по вопросу несвоевременного признании аварийным "адрес" ж/д "адрес".
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, администрация просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как постановленных при неправильном применении судами норм материального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование доводов жалобы указано, что поскольку администрация Мурашинского сельского поселения, чье непосредственно бездействие оспаривается, ликвидирована в связи с преобразованием Мурашинского района в муниципальный округ, постольку администрация Мурашинского муниципального округа Кировской области, не являясь правопреемником администрации Мурашинского сельского поселения, не может нести ответственность за ее действия и действия созданной ей межведомственной комиссии.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Скрябин Н.Н, являясь нанимателем жилого помещения в многоквартирном "адрес" ж/д "адрес" по договору социального найма, 2декабря 2020 года обратился в администрацию Мурашинского сельского поселения с заявлением об обследовании данного дома и признании его непригодным для проживания.
Многоквартирный дом состоит в реестре муниципальной собственности.
Обследованием, проведенным 11 ноября 2021 года комиссией Мурашинского сельского поселения на основании заявления Скрябина Н.Н, выявлены основания для признания аварийным и непригодным для проживания "адрес" ж/д "адрес" с составлением акта технического обследования дома.
17 ноября 2021 года администрацией Мурашинского сельского поселения на Скрябина Н.Н. возложена обязанность самостоятельно обратиться в специализированную экспертную организацию для оценки технического состояния занимаемого им дома.
На основании обращения Скрябина Н.Н. ООО ЭКФ "Экскон" проведено обследование "адрес" ж/д "адрес" на предмет оценки его технической состояния, по результатам дано заключение о том, что дом непригоден для проживания, ремонт его нецелесообразен, дом подлежит сносу.
4 августа 2022 года указанное заключение ООО ЭКФ "Экскон" представлено Скрябиным Н.Н. в администрацию Мурашинского муниципального округа Кировской области с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
5 сентября 2022 года межведомственной комиссией дано заключение о наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
5 сентября 2022 года на основании указанного заключения межведомственной комиссии администрацией муниципального округа принято постановление N 597, которым многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что межведомственная комиссия фактически уклонилась от рассмотрения заявления Скрябина Н.Н. и принятия соответствующего заключения, а администрация сельского поселения приняла формальное решение о возложении на Скрябина Н.Н. обязанности самостоятельно провести оценку технического состояния занимаемого им жилого помещения посредством обращения в специализированную организацию.
Возложение на нанимателя жилого помещения обязанности представления заключения сторонней специализированной организации, противоречит установленному порядку признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, поскольку решение этих вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В свою очередь администрация Мурашинского муниципального округа Кировской области, являющаяся правопреемником администрации Мурашинского сельского поселения Кировской области, нарушила предусмотренный пунктом 49 вышеозначенного Положения срок принятия решения и издания соответствующего постановления по заявлению СкрябинаН.Н. от 2 декабря 2020 года о признании жилого помещения непригодным для проживания, что повлекло нарушение нарушение прав Скрябина Н.Н. на своевременное переселение из аварийного жилья.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктом 7 Положения определено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления, в том числе, гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Предусмотренная пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает, в числе прочих, прием и рассмотрение заявления; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
При этом, в силу требований пункта 46 Положения заявление гражданина (нанимателя) должно быть рассмотрено комиссией в течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления.
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами установлено, что многоквартирный дом включен в перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области согласно приложению к акту приема-передачи от 30 декабря 2021 года.
Таким образом, администрация муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области, являясь с 1 января 2022 года правопреемником органов местного самоуправления Мурашинского сельского поселения, отвечает по обязательствам и несет ответственность за действия (бездействие) последнего.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не установилаоснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь частью 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мурашинского районного суда Кировской области от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 июля 2024года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.