Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В, Судей Бросовой Н.В, Муромцевой Л.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Терентьева Алексея Александровича на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 декабря 2023 года по гражданскому делу N 2-1880/2023 по иску Терентьева Алексея Александровича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области, ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России об отмене решения, обязании восстановления данных об инвалидности, возобновлении выплаты пенсии, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, возражения представителя ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России по доверенности Семеновой А.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терентьев А.А. обратился в суд с иском Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области, ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России об отмене решения, обязании восстановления данных об инвалидности, возобновлении выплаты пенсии, указав, что 01 марта 2014 года Бюро МСЭ N 1 повторно установило ему вторую группу инвалидности на срок "бессрочно", справка серия МСЭ-2012 N. До апреля 2020 года он получал пенсию по инвалидности. 14 апреля 2020 года ему не выдали пенсию, из ПФ РФ ему стало известно, что Бюро МСЭ заочно провел переосвидетельствование и отменил бессрочно установленную инвалидность. На обращение в Бюро МСЭ с требованием о признании переосвидетельствования незаконным, им получен отказ. О переосвидетельствовании его не извещали, заказное письмо было направлено на адрес, по которому он не проживает с 15 октября 2019 год, при этом в справке об инвалидности не было указано о дате переосвидетельствования. Согласно сведений ФГИС ФРИ (Федерального реестра инвалидов), ему установлена вторая группа инвалидности на срок "бессрочно", что совпадает с данными справки серия МСЭ-2012 N. Поскольку в 2019 году были внесены изменения в правила признания граждан инвалидами и изменен перечень и степень заболеваний, в связи с чем переосвидетельствование по новым правилам незаконно, в связи с чем, просил суд отменить решение ЭС N 7 от 05 марта 2020 года "Об отмене решения БСМЭ N 1 от 12 февраля 2014 года"; обязать ФКУ "ГБ МСЭ" по Самарской области восстановить данные о признании инвалидом и направить данные в ПФ РФ; обязать ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары (межрайонное) ОПФ РФ возобновить выплаты пенсии и взыскать пенсионные выплаты за период с апреля 2020 года по настоящее время.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года исковые требования Терентьева А.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области, ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России об отмене решения, обязании восстановления данных об инвалидности, возобновлении выплаты пенсии, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 декабря 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Терентьевым А.А, ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлениях, просит рассмотреть гражданское дело по правилам суда первой инстанции, в ином судейском составе, с последующим принятием нового решения по гражданскому делу.
Представитель ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России по доверенности Семенова А.В. в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить судебные акты без изменения.
От ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области поступило заявление об оставлении в силе судебных актов.
От третьего лица Территориального фонда Обязательного медицинского страхования самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения представителя ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России по доверенности Семеновой А.В, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Терентьев А.А. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности, то есть по основанию, предусмотренному ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 февраля 2013 года по 28 февраля 2014 года и с 1 марта 2014 года бессрочно.
Согласно плану мероприятий по устранению нарушений в деятельности ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России и недопущению в главных бюро по субъектам РФ нарушений установленного законодательством порядка признания граждан инвалидами, ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России поручено проведение сверки БД ПФР и БД ГБ за период с 2014 года.
В феврале 2020 года Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары были обнаружены противоречия между выпиской из акта освидетельствования МСЭ-2012 N от 12 февраля 2014 года, согласно которой истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно и сведениями, содержащимися в Федеральной государственной информационной системе Федеральный реестр инвалидов, согласно которым ему установлена 3 группа инвалидности.
В целях уточнения сведений УПФРФ в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары сделан запрос в ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" об уточнении сведения касательно инвалидности Терентьева А.А.
Судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям книги N протоколов освидетельствования заседаний бюро МСЭ N 1, Терентьев А.А. был повторно очно освидетельствован 12 февраля 2014 года в Бюро МСЭ N 1 с целью установления группы инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), по направлению на медико-социальную экспертизу от 03 февраля 2014 года, оформленному лечебным учреждением Государственное бюджетной учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 6 Промышленного района". По результатам освидетельствования, изучив представленные медико-экспертные документы, врачи-эксперты Бюро МСЭ N 1 пришли к выводу: об установлении третьей группы инвалидности, с причиной "общее заболевание", сроком на 1 год.
Согласно ответу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 6 Промышленного района" от 10 февраля 2020 года сведения о прикреплении полиса ОМС гражданина Терентьева Алексея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствуют, указанный гражданин в Самарскую городскую поликлиника N 6 Промышленного района за медицинской помощью не обращался, направление по форме 088/у-06 на освидетельствование указанного гражданина в бюро МСЭ не оформлялось.
Данные обстоятельства также подтверждаются ответом от 15 июня 2023 года N на запрос суда первой инстанции.
Согласно ответу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 5" от 14 июня 2023 года гражданин Терентьев Алексей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее зарегистрированный по адресу: "адрес", по данным информационной системы был прикреплен к ГБУЗ СО "СМСЧ N5" с 26 апреля 2005 года по 26 ноября 2020 года. Медицинские карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях в лечебном учреждении отсутствуют. Сведения о выдаче и оформлении формы 088/у-06 Терентьеву А.А. в ГБУЗ СО "СМСЧ N5" отсутствуют.
Согласно ответу ГБУЗ СО "СГП N1" от 30 июня 2023 года N1072 гражданин Терентьев Алексей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: город Самара, микрорайон Крутые ключи, "адрес" прикреплен к учреждению здравоохранения с 27 ноября 2020 года по настоящее время. В указанный период за оформлением на медико-социальную экспертизу в ГБУЗ Самарской области "СГП N1" не обращался.
Впоследствии ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России принято решение о повторном освидетельствовании Терентьева А.А в экспертном составе N7 в рамках контроля за решением Бюро МСЭ N1 от 12 февраля 2014 года, предельный срок давности для проведения контрольных мероприятий законодательством не предусмотрен.
Из материалов дела также установлено, что, 5 марта 2020 года в экспертном составе N 7 было проведено заочное освидетельствование в порядке контроля за решением Бюро МСЭ N 1 от 12 февраля 2014 года по установлению группы инвалидности, принято решение - инвалидность не установлена, что подтверждается выпиской из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина N. N от 5 марта 2020 года. Решение БМСЭ N1 изменено на основании: противоречивости имеющихся данных: во ФГИС ФРИ, согласно протокола установлена 3 группа инвалидности с причиной "общее заболевание" сроком на 1 год, а в выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ 2012 N, инвалидность второй группы установлена бессрочно, а также ответа ГБУЗ СО СГП N6, что форма 088/у-06 в 2014 году на освидетельствование в БСМЭ не оформлялась. Истец вызывался на медико-социальную экспертизу по приглашениям от 4 февраля 2020 года и 26 февраля 2020 года, направленным по адресу, ранее представленному на освидетельствовании от12 апреля 2014 года ("адрес").
Согласно выписки из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина от 8 июля 2020 года N. N при проведении проверки между книгой N6/1 протоколов заседаний МСЭ от 12 февраля 2014 года (установлена 3 группа инвалидности на 1 год) и выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом от 12 февраля 2014 года (установлена 2 группа инвалидности бессрочно) обнаружены несоответствия, в связи с чем решение БСМЭ N1 от 12 февраля 2014 года отменено с 5 марта 2020 года, инвалидность не установлена.
Решением пенсионного орган выплата Терентьеву А.А. страховой пенсии по инвалидности и иных социальных выплат прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с утратой права на назначенную страховую пенсию.
Суд первой инстанции, на основании представленных доказательств, пришел к выводу о правомерности вынесенного решения ЭС N 7 ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России от 05 марта 2020 года.
При этом судом учтено что, на основании ответов на запросы ТФОМС Самарской области, ГБУЗ СО СГП N 6, ГБУЗ СО "СГБ N 5", ГБУЗ СО "СГБ N 1" об отсутствии сведений о выдаче и оформлении Терентьеву А.А. формы 088/у-06, а также, не представления медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Терентьева А.А. являющегося основанием для установления ему группы инвалидности без срока переосвидетельствования, невозможности назначения судебной экспертизы, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом первой инстанции также было разъяснено истцу, что он не лишен права в соответствии с действующими правилами установления инвалидности обратиться в БСМЭ для определения инвалидности и соответственно назначения социального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку решением экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы истец не признан инвалидом, а, следовательно, выплата пенсии прекращена законно.
Суд апелляционной инстанции указал, что до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган проверил поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установил, соответствует ли эта информация действительному положению дел.
Суд апелляционной инстанции также указал, что Терентьев А.А. является инвалидом, что дает ему право на получение страховой пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ им не доказан.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (статья 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 7, 8 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года N 588 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пункту 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 310н (действовал до 13 июня 2021 года, далее по тексту - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).
Аналогичные нормы закреплены действующим в настоящее время Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 979н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).
Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и направляются бюро в медицинскую организацию в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной системы, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций в соответствии с порядком информационного взаимодействия, указанным в пункте 19(3) названных Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе (пункт 37(1) Правил признания лица инвалидом).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статьей 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено ведение федерального реестра инвалидов, в который подлежат включению в том числе сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), о производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 2 статьи 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов (часть 8 статьи 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Как правомерно указано судами, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы с выдачей справки, подтверждающей факт установления инвалидности, является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном реестре инвалидов (статья 27, 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (Правила выплаты пенсий).
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, выплата страховой пенсии по инвалидности, которая была назначена гражданину на основании решения учреждения МСЭ о признании такого гражданина инвалидом, оформленного справкой об установлении инвалидности, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
Доводы кассационной жалобы, что истец является инвалидом 2 группы, и ему незаконно прекращена выплата пенсии, были предметом рассмотрения судами предыдущих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
На основании представленных доказательств, которые были оценены судами предыдущих инстанций, суды пришли к выводу о правомерности вынесенного решения ЭС N 7 ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России от 05 марта 2020 года.
При этом судами учтено что, на основании ответов на запросы ТФОМС Самарской области, ГБУЗ СО СГП N 6, ГБУЗ СО "СГБ N 5", ГБУЗ СО "СГБ N 1" об отсутствии сведений о выдаче и оформлении Терентьеву А.А. формы 088/у-06, а также, не представления медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Терентьева А.А. являющегося основанием для установления ему группы инвалидности без срока переосвидетельствования, невозможности назначения судебной экспертизы, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом первой инстанции было разъяснено истцу, что он не лишен права в соответствии с действующими правилами установления инвалидности обратиться в БСМЭ для определения инвалидности и соответственно назначения социального обеспечения.
Поскольку решением экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы истец не признан инвалидом, доказательств того, что Терентьев А.А. является инвалидом не представлено, следовательно суды правомерно пришли к выводу, что выплата пенсии прекращена законно.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Перечисленные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Положениями ст. ст. 378, 379.6, 379.7, часть 3 статьи 390 ГПК РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Никаких нарушений со стороны судов первой и второй инстанции норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Терентьева Алексея Александровича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Л.К. Муромцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.