Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Киреевой Е.В, Федотовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 февраля 2024 года по гражданскому делу N 2-4817/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным, указав, что она с 1 августа 2022 года являлась получателем страховой пенсии по старости. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 10 марта 2023 года выплата пенсии была прекращена с 1 апреля 2023 года по причине отсутствия требуемого страхового стажа на территории РСФСР и Российской Федерации. Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Просила суд признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 10 марта 2023 года, возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обязанность по возобновлению выплаты страховой пенсии по старости с момента прекращения выплаты, то есть с 1 апреля 2023 года.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 февраля 2024 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Бабаджановой Гавхар Мамашариповны удовлетворены.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 10 марта 2023 года в отношении ФИО1.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области возложена обязанность возобновить выплату страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ФИО1 с 1 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель ОСФР по Оренбургской области, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 февраля 2024 года, не передавая дело на новое рассмотрение, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 сентября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 2 августа 2022 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из справки от 12 июля 2022 года N 01/1187, выданной Управлением Агентства социального страхования и пенсий при правительстве Республики Таджикистан в городе Худжанде, следует, что ФИО1 получала пенсию по старости в Республике Таджикистан. Выплата пенсии ФИО1 прекращена с 1 августа 2022 года на основании запроса Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области в связи с переездом в Российскую Федерацию.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области от 3 ноября 2022 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого страхового стажа, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области от 12 декабря 2022 года N 220000107024/В по результатам уточнения факта осуществления трудовой деятельности истцу была назначена страховая пенсия по старости (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 1 августа 2022 года.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области от 10 марта 2023 года выплата пенсии ФИО1 была прекращена с 1 апреля 2023 года по причине отсутствия требуемого страхового стажа на территории РСФСР и Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям положения международного договора, действующего с 21 октября 2022 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в области пенсионного обеспечения, и исходил из того, что у истца, которая ранее являлась получателем пенсии, назначенной в Республике Таджикистан, отсутствует страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частями 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В силу статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 год государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.
Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
С учетом положений статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в данном случае в Республике Таджикистан, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР", которым утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, имевшие место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
15 сентября 2021 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан подписан Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор от 15 сентября 2021 года).
При этом Договор от 15 сентября 2021 года ратифицирован Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения", опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 октября 2022 года и соответственно вступил в силу с 21 октября 2022 года.
В соответствии со статьей 19 Договора от 15 сентября 2021 года право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу. Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретен и до вступления в силу настоящего Договора.
Пунктом 1 статьи 20 Договора от 15 сентября 2021 года предусмотрено, что пенсии, установленные до вступления в силу настоящего Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 21 Договора от 15 сентября 2021 года настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу (пункт 1). Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (пункт 3).
Принимая во внимание положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также тот факт, что принцип недопустимости обратной силы международного договора является общепризнанным принципом международного права, учитывая вышеназванные положения Договора от 15 сентября 2021 года, не предусматривающие его распространения на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу, что к спорным правоотношениям при оценке пенсионных прав ФИО1 подлежит применению Соглашение от 13 марта 1992 года, поскольку на момент обращения в пенсионный орган и принятия ответчиком заявления ФИО1 о назначении страховой пенсии по старости (2 августа 2022 года) названное Соглашение не утратило свою силу, Договор от 15 сентября 2021 года вступил в силу только 21 октября 2022 года, то есть после обращения истца в пенсионный орган, и он не может быть применен к отношениям сторон, возникшим до вступления его в силу.
При этом работа ФИО1 в спорные периоды подтверждена представленными в материалы дела и в пенсионный орган доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт прекращения с 1 августа 2022 года выплаты ФИО1 пенсии на территории Республики Таджикистан свидетельствует об отсутствии препятствий для назначения истцу данной пенсии в Российской Федерации, что и было сделано ответчиком при принятии решения от 12 декабря 2022 года.
Также суд апелляционной инстанции указал, что 12 декабря 2022 года решение N 220000107024/В о назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган, учитывая дату выдачи вида на жительство (8 июля 2022 года), исходил из достаточной продолжительности документально подтвержденного страхового стажа ФИО1 по состоянию на момент ее обращения за назначением пенсии и величины индивидуального пенсионного коэффициента, рассчитанных в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в 2022 году необходимая продолжительность страхового стажа составляет 13 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента 23, 4).
Наличие у ФИО1 на момент обращения к ответчику требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы о наличии оснований для отмены апелляционного определения, в том числе об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, установление новых по делу обстоятельств, а потому не влекут отмены обжалуемого судебного акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела, согласно которым ФИО1 не могла представить необходимые для назначения страховой пенсии документы в установленный трехмесячный срок по не зависящим от нее причинам, все необходимые документы поступили лишь на запросы пенсионного органа, в связи с чем имелись основания для назначении ей страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.В. Киреева
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.