Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Муромцевой Л.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смолянко И.В. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 февраля 2024 года по гражданскому делу N 2-2213/2023 по иску Смолянко И.В. к Отделению Фонда пенсионного о социального страхования Российской Федерации по Самарской области об обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии и назначить досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Смолянко И.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смолянко И.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии и назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее по тексту - ОСФР по Самарской области) от 02 мая 2023 года N ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по основанию того, что документально подтвержденный медицинский стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 18 лет 7 месяцев 26 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом ОСФР по Самарской области отказало Смолянко И.В. засчитывать в специальный медицинский стаж периоды работы заявителя в должностях заместителя директора центра по лечебной работе (главного врача - врача-акушера-гинеколога), заместителя директора центра по клинико-экспертной работе в Центре акушерства гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Центра гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Женской консультации, Поликлиники, Стационара Обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК" АО "Медицинская компания ИДК", со ссылкой на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781 и в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочную страховую пенсию по старости предоставляется медицинским работникам, осуществляющим трудовую деятельность только в учреждениях здравоохранения, то есть предусмотрена организационно-правовая форма - учреждение.
Не согласившись с полученным решением ОСФР по Самарской области, Смолянко И.В. обратилась в суд и просила:
- признать право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренное пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - обязать ОСФР по Самарской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы: с 01 ноября 2011 года по 29 апреля 2016 года, с 01 июля 2018 года по 25 августа 2019 года, с 02 сентября 2019 года по 30 ноября 2020 года в должностях заместителя директора центра по лечебной работе (главного врача - врача-акушера-гинеколога), заместителя директора центра по клинико-экспертной работе в Центре акушерства гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Центра гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Женской консультации, Поликлиники, Стационара Обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК" АО "Медицинская компания ИДК"; с 30 апреля 2016 года по 30 июня 2018 года в должности заведующего отделением - врача акушера-гинеколога ООО "Центр семейной репродукции"; с 08 ноября 1995 года по 31 января 1996 года в должности врача акушера-гинеколога родильного отделения МСЧ N18, с 01 февраля 1996 года по 30 июня 1998 года в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, с 01 июля 1998 года по 31 октября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18;
- обязать ОСФР по Самарской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в ОСФР по Самарской области, то есть с 20 января 2023 года.
Решением Красноглинского районного суда г.Самара от 27 сентября 2023 года постановлено: "Исковые требования Смолянко И.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав удовлетворить в части.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области обязанность включить следующие период работы Смолянко И.В.:
- с 08 ноября 1995 года по 30 января 1996 года в должности врача акушера-гинеколога родильного отделения МСЧ N18, - с 01 февраля 1996 года по 30 июня 1998 года в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, - с 01 июля 1998 года по 31 октября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, как год и шесть месяцев, для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 февраля 2024 года решение Красноглинского районного суда г. Самара от 27 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Смолянко И.В. просит отменить решение и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения Смолянко И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам обращения Смолянко И.В. в ОСФР по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, ОСФР по Самарской области 02 мая 2023 года постановлено решение N, которым периоды работы:
- с 08 ноября 1995 года по 31 октября 1996 года в должности врача акушера-гинеколога родильного отделения МСЧ N18, - с 01 февраля 1996 года по 30 июня 1998 года в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, - с 01 июля 1998 года по 31 октября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении, так как отсутствует документальное подтверждение работы в стационаре в данный период, что предусмотрено Постановлениями N464 и N781 для исчисления стажа в течение 1 года как год и шесть месяцев.
Также данным решением в специальный стаж Смолянко И.В. не засчитаны следующие периоды работы: с 26 апреля 2011 года по 29 апреля 2016 года, с 01 июля 2018 года по 25 августа 2019 года, с 02 сентября 2019 года по 30 ноября 2020 года в должностях заместителя директора центра по лечебной работе (главного врача - врача-акушера-гинеколога), заместителя директора центра по клинико-экспертной работе в Центре акушерства гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Центра гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Женской консультации, Поликлиники, Стационара Обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК" АО "Медицинская компания ИДК"; с 30 апреля 2016 года по 30 июня 2018 года в должности заведующего отделением - врача акушера-гинеколога ООО "Центр семейной репродукции", с указанием на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781 и в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочную страховую пенсию по старости предоставляется медицинским работникам, осуществляющим трудовую деятельность только в учреждениях здравоохранения, то есть предусмотрена организационно-правовая форма - учреждение.
В соответствии с предоставленной ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" Справкой N от 28 июля 2023 года, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Смолянко И.В. действительно работала в следующие периоды:
- с 08 ноября 1995 года по 31 января 1996 года в должности врача-акушера-гинеколога родильного отделения МСЧ N18, - с 01 февраля 1996 года по 30 июня 1998 года в должности врача-акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, - с 01 июля 1998 года по 31 октября 1998 года в должности врача-акушера-гинеколога гинекологического отделения МСЧ N18, которые подлежат включению в специальный стаж и льготному исчислению - один год за один год и шесть месяцев.
Поскольку ГБУЗ СО "Самарская городская больница N7" подтвержден факт наличия у Смолянко И.В. права на льготное исчисление специального стажа в указанные периоды работы в должности врача-акушера-гинеколога родильного и гинекологического отделений МСЧ N18 - один год за один год и шесть месяцев, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части и обязания ОСФР по Самарской области засчитать указанные периоды работы Смолянко И.В. в льготном исчислении - один год за один год и шесть месяцев.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы: с 01 ноября 2011 года по 29 апреля 2016 года, с 01 июля 2018 года по 25 августа 2019 года, с 02 сентября 2019 года по 30 ноября 2020 года в должностях заместителя директора центра по лечебной работе (главного врача - врача-акушера-гинеколога), заместителя директора центра по клинико-экспертной работе в Центре акушерства гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Центра гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Женской консультации, Поликлиники, Стационара Обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК" АО "Медицинская компания ИДК"; с 30 апреля 2016 года по 30 июня 2018 года в должности заведующего отделением - врача акушера-гинеколога ООО "Центр семейной репродукции", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Согласно предоставленным справкам (N от 31 июля 2023 года и N от 19 сентября 2023 года), выданным АО "Медицинская компания ИДК", Смолянко И.В. в данной компании осуществляла трудовую врачебную деятельность в различных должностях в следующие периоды:
- с 03 мая 2011 года по 01 апреля 2012 года в должности врача-акушера-гинеколога обособленного подразделения "Консультативно-Диагностический Центр N1" в порядке совмещения должностей на 1, 0 ставку по основному месту работы;
- с 01 августа 2012 года по 29 апреля 2016 года в должности врача-акушера-гинеколога по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки в стационаре Гинекологического отделения многопрофильной больницы "Госпитальный центр";
- с 30 апреля 2016 года по 30 июня 2018 года в должности врача-акушера-гинеколога по внешнему совместительству на 0, 1 ставки в стационаре Гинекологического отделения многопрофильной больницы "Госпитальный центр";
- с 05 марта 2018 года по 30 июня 2018 года переведена на должность врача-акушера-гинеколога Гинекологического отделения стационара обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК";
- с 01 июля 2018 года по настоящее время работает по внутреннему совместительству на 0, 4 ставки в должности врача-акушера-гинеколога Гинекологического отделения стационара обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК".
Также в Справке N от 19 сентября 2023 года указано, что Смолянко И.В. в указанные периоды дежурила в стационаре по сменным графикам с 20.00 до 08.00 (12 часов).
ЗАО "Медицинская компания ИДК" с 02 августа 2022 года переименовано в Акционерное общество "Медицинская компания ИДК" - решение единственного акционера от 19 июля 2022 года Nб/н.
Вместе с тем, Акционерное общество "Медицинская компания ИДК" в Номенклатуру учреждений здравоохранения не включено.
В указанных Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, указаны медицинские учреждения (больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, центры различного профиля и др.). Общества и унитарные предприятия в указанных Списках не поименованы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
С позиции Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый пункта 1 статьи 120), тогда как акционерное общество открытого типа, закрытое акционерное общество, федеральное государственное унитарное предприятие по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации.
По организационно-правовой форме акционерное общество открытого типа, закрытое акционерное общество, а также федеральное государственное унитарное предприятие не является учреждением, поскольку относится к коммерческой организации, основной целью которой является извлечение прибыли, тогда как учреждение - к некоммерческой организации (пункты 2, 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истец, как работник вышеуказанных организаций, не относится к работнику учреждения, которому предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности у указанных работодателей не является основанием для включения периодов работы в подсчет специального стажа.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, акционерное общество открытого типа, закрытое акционерно общество, федеральное государственное унитарное предприятие не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным Списками, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, льготный характер соответствующих периодов работы не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик обоснованно отказал во включении в специальный стаж истца периодов работы с 01 ноября 2011 года по 29 апреля 2016 года, с 01 июля 2018 года по 25 августа 2019 года, с 02 сентября 2019 года по 30 ноября 2020 года в должностях заместителя директора центра по лечебной работе (главного врача - врача-акушера-гинеколога), заместителя директора центра по клинико-экспертной работе в Центре акушерства гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Центра гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Женской консультации, Поликлиники, Стационара Обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК" АО "Медицинская компания ИДК"; с 30 апреля 2016 года по 30 июня 2018 года в должности заведующего отделением - врача акушера-гинеколога ООО "Центр семейной репродукции".
Таким образом, документально подтвержденный стаж Смолянко И.В. на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом включенных периодов, подлежащих льготному исчислению, не дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", из-за отсутствия требуемого медицинского стажа не менее 30 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов и их правовым обоснованием.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, Предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", вопрос о включении того или иного периода работы в специальный стаж может разрешаться на основании законодательства, действовавшего как во время выполнения указанной работы, так и на момент обращения за пенсией:
В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 16 июля 2014 года Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даст право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзаца 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы судов являются правильными, оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных актов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, у Смолянко И.В. не возникло право на включение в специальный стаж периодов работы с 01 ноября 2011 года по 29 апреля 2016 года, с 01 июля 2018 года по 25 августа 2019 года, с 02 сентября 2019 года по 30 ноября 2020 года в должностях заместителя директора центра по лечебной работе (главного врача - врача-акушера-гинеколога), заместителя директора центра по клинико-экспертной работе в Центре акушерства гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Центра гинекологии и перинаталогии, врача акушера-гинеколога Женской консультации, Поликлиники, Стационара Обособленного структурного подразделения "Клинический госпиталь ИДК" АО "Медицинская компания ИДК"; с 30 апреля 2016 года по 30 июня 2018 года в должности заведующего отделением - врача акушера-гинеколога ООО "Центр семейной репродукции", поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в названных выше организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения.
В соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Кассационная жалоба не содержит доводов, оспаривающих судебные акты в отношении включения иных периодов работы истца, в связи с чем, в силу части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их законность в кассационном порядке в неоспариваемой части не проверяется.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смолянко И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Л.К.Муромцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.