Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Осипова Алексея Юрьевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 10610500230824005866 от 24 августа 2023 г., решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 06 декабря 2023 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 февраля 2024 г., вынесенные в отношении Осипова Алексея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Мяковой Ю.М. N 10610500230824005866 от 24 августа 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 06 декабря 2023 г, решением судьи Ставропольского краевого суда от 14 февраля 2024 г, Осипов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Осипов А.Ю. просит отменить постановленные в отношении него акты, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Осипова А.Ю. к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации, или габариты, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков (пункт 18 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 (далее также Правила)
Приложением N 1 Правил допустимый габарит автопоезда по длине установлен в 20 м.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2023 г. в 18:38:12 на 183 км + 539 м автодороги "Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь" (в границах Ставропольского края) транспортное средство "Mersedes-Benz Actros 2544", государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является Осипов А.Ю, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и постановления Правительства N 2200 от 21 декабря 2020 г, осуществляло перевозку крупногабаритного груза без специального разрешения, а именно согласно акту N 4837 допущено превышение предельно допустимого показателя по габаритам автопоезда на 0, 51 м.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, "UnicamWIM", заводской номер САМ22008671, свидетельство о поверке N С-ДЮЯ/31-01- 2023/219157565 действительно до 30 января 2024 г. включительно.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Превышение предельно допустимого показателя по габаритам автопоезда на 0, 51 м (двигался с длиной 20, 51 м при допустимой длине 20, 00 м) зафиксировано с учетом погрешности указанного специального технического средства. Так, согласно акту N 4837 от 18 августа 2023 года результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства фактическая длина автопоезда составила 21, 11 м, а с учетом погрешности - 20, 51 м.
Доводы Осипова А.Ю. о недостоверности показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства "Unicam WIM", которым было зафиксировано превышение предельно допустимого показателя по осевой нагрузке, судебными инстанциями проверены и не нашли подтверждения. Факт поверки прибора подтверждает соответствие прибора всем необходимым характеристикам и пригодность его к применению. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о неисправности указанного специального технического средства, судебными инстанциями не установлено. Нарушений процедуры измерения крупногабаритного транспортного средства судебные инстанции не установили.
Представленному заявителем в районный суд акту проверки N 1 от 02 октября 2023 г, согласно которому превышение габарита по длине транспортного средства "Mersedes-Benz Actros 2544", государственный регистрационный знак У 903 ХС 26, не было установлено, а также представленным заявителем сведениям о габаритных размерах транспортного средства, судебными инстанциями оценка дана. При этом верно указано на то, что они не опровергают результаты габаритного контроля и установленный в ходе производства по делу факт движения крупногабаритного транспортного средства с превышением предельно допустимого показателя по длине автопоезда без специального разрешения.
Материалы дела позволяют признать, что судебными инстанциями, вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, приняты надлежащие меры по проверке заявленных Осиповым А.Ю. и его защитником доводов о недоказанности совершения Осиповым А.Ю. вмененного ему административного правонарушения, в обжалуемых судебных актах дана надлежащая оценка всем имеющимся доказательствам.
Учитывая, что судьей краевого суда истребовались доказательства в целях проверки доводов Осипова А.Ю. о несоответствии изложенных в постановлении сведений фактическим обстоятельствам, в том числе приобщены документы на автоматизированный пункт весогабаритного контроля полагать, что при рассмотрении дела не учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в его Определениях от 02 июля 2019 г. N 1835-О, от 07 декабря 2010 г, согласно которым установленный в примечании к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1 "Задачи производства по делам об административных правонарушениях", 26.11 "Оценка доказательств" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях, оснований не имеется.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Осипова А.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, и совокупности собранных по делу доказательств, и не согласиться с ним оснований не имеется.
Таким образом, Осиповым А.Ю. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в соответствующих актах. Эти доводы не опровергают установленные обстоятельства и выводы должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в деянии Осипова А.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.
Несогласие Осипова А.Ю. с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Осипову А.Ю. в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела не усматривается исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Осипова А.Ю, в связи с чем с выводами судебных инстанций об отсутствии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует согласиться.
Постановление о привлечении Осипова А.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 10610500230824005866 от 24 августа 2023 г, решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 06 декабря 2023 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 февраля 2024 г, вынесенные в отношении Осипова Алексея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Осипова Алексея Юрьевича - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Гетманская Л.В, судья краевого суда Косолапова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за движение крупногабаритного транспортного средства без специального разрешения, зафиксированного автоматизированным средством. Доказательства, собранные в ходе дела, подтвердили наличие нарушения, а доводы о недостоверности показаний прибора были отклонены. Судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, оставив решения без изменения.