Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу командира ОБ ДПС ГИБДД (ОБДД на ФТ, РТ с ИДД) МВД по Республике Северная Осетия-Алания Абисалова А.М. на вступившее в законную силу решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г., вынесенное в отношении Торшхоева Ислама Аслановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи шестого судебного участка Республики Ингушетия от 18 сентября 2023 г. Торшхоев И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Решением судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г. постановление мирового судьи шестого судебного участка Республики Ингушетия от 18 сентября 2023 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Торшхоева И.А. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, командир ОБ ДПС ГИБДД (ОБДД на ФТ, РТ с ИДД) МВД по Республике Северная Осетия-Алания Абисалов А.М, направивший материалы дела мировому судье на рассмотрение, просит отменить решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г, приводя доводы о его незаконности.
Торшхоев И.А. в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, направившим дело об административном правонарушении мировому судье на рассмотрение, уведомлен. В установленный срок возражений на жалобу от него не поступило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения Торшхоева И.А. к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы, согласно которым он 09 июля 2023 г. в 01 час 51 минуту на 532 км федеральной автодороги "Кавказ", управлявший с признаком опьянения транспортным средством марки Ford Focus, государственный регистрационный знак N, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В действиях Торшхоева И.А. признаков уголовно наказуемого деяния не усматривается.
Мировой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, признал доказанным совершение Торшхоевым И.А. вменяемого ему административного правонарушения при изложенных выше обстоятельствах.
Судья районного суда с такими выводами мирового судьи не согласился.
Сославшись на то, что оснований для направления Торшхоева И.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не имелось, поскольку на видеозаписи не усматривается наличие у него признаков опьянения, ведет он себя спокойно, адекватен обстановке, кожный покров соответствует норме и внешне Торшхоев И.А. не демонстрирует признаки опьянения, согласно акту освидетельствования на состояние опьянения алкогольного опьянения у Торшхоева И.А. состояние опьянения не установлено, судья районного суда пришел к выводу о недопустимости протокола об административном правонарушении, как доказательства виновности Торшхоева И.А, отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, соответственно отмене вынесенного по делу постановления и прекращении производства по делу.
Решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г. нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, оценивает представленные доказательства по делу об административном правонарушении по правилам, предусмотренным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверяя их не только по критериям относимости и допустимости, но и по критерию достоверности. Положения указанной статьи не предполагают возможности произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (Определения от 29 мая 2012 г. N 884-О, от 21 мая 2015 г, N 1088-О, от 19 июля 2016 г. N 1468-О, от 25 мая 2017 г. N 962-О, от 25 января 2018 г. N 21-О, от 27 марта 2018 г. N 597-О, от 27 сентября 2018 г. N 2468-О и др.).
Между тем, материалы дела не позволяют признать, что судьей районного суда при рассмотрении дела требования приведенных выше правовых норм выполнены, а правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации учтена должным образом.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, составленные по делу процессуальные документы содержат все сведения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимые для установления обстоятельств, указанных в статье 26.1 названного Кодекса. Событие вмененного Торшхоеву И.А. деяния в протоколе об административном правонарушении описано в соответствии с диспозицией части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Все процессуальные документы, в том числе протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об административном правонарушении составлены последовательно, в них четко просматривается хронология событий. Противоречий в содержании составленных по делу процессуальных документов, иных документов, не усматривается. Копии этих документов Торшхоеву И.А. вручены, что подтверждается его подписями. Поводы, которые послужили бы основаниями полагать, что Торшхоев И.А. был введен в заблуждение, не осознавал содержание и суть составленных в отношении него документов, а также порождаемых для него правовых последствий, отсутствуют. Требование пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, как усматривается из видеозаписи, предъявлено должностным лицом ГИБДД ясно, в доступной форме и неоднозначного толкования не допускает.
С момента возбуждения дела об административном правонарушении Торшхоеву И.А. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении и сведениями из видеозаписи.
При составлении процессуальных документов Торшхоев И.А. не был лишен возможности выразить свое отношение к производимым в отношении него процессуальным действиям, однако каких-либо замечаний относительно допущенных сотрудниками полиции нарушений, если таковые имели место, он не заявил. Напротив, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование и в протоколе об административном правонарушении он собственноручно написал, что от медицинского освидетельствования отказывается.
Нарушений процедуры направления Торшхоева И.А. на медицинское освидетельствование из материалов дела не усматривается.
В соответствии с частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы разделов II и III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 1882 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке.
Учитывая, что у водителя Торшхоева И.А. должностным лицом ГИБДД выявлен признак опьянения, указанный в пункте 2 Правил, в связи с наличием которого имелись основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, признать, что Торшхоев И.А. незаконно отстранен от управления транспортным средством и в отношении него незаконно применялись иные меры обеспечения производства по делу, оснований не имеется. То есть, поскольку у Торшхоева И.А. был выявлен признак опьянения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения показало отрицательный результат, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения Торшхоев И.А. был направлен законно и он обязан был пройти такое освидетельствование.
Проведение медицинского освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения предполагает добровольное участие в этом данного лица. Отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении такого освидетельствования может выражаться любым способом - как в форме действия, так и в форме бездействия, которые свидетельствуют о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности, он предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, а потому мотивы отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по законному требованию сотрудника полиции или медицинского работника при определении вины правового значения не имеют.
При этом следует отметить, что наличие, либо отсутствие опьянения у лица, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, значения для квалификации правонарушения не имеет, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, является формальным.
То, что на видеозаписи не видно признаков опьянения Торшхоева И.А, не может свидетельствовать об обратном, поскольку наличие признака опьянения выявлено инспектором при визуальном контакте с Торшхоевым И.А, оно зафиксировано в процессуальных документах, тогда как мнение об их отсутствии с точки зрения водителя не влечет возможность произвольного отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по требованию уполномоченного должностного лица.
Из материалов дела, в том числе из содержащихся на видеозаписи сведений, не усматривается, что от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Торшхоев И.А. отказался под влиянием заблуждения или его отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения носил вынужденный характер в связи с оказанным на него сотрудниками ГИБДД давлением.
При применении мер обеспечения производства по настоящему делу об административном правонарушении в соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7, статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях велась видеозапись, что отражено в соответствующих протоколах, диск с видеозаписью приложен к материалам дела.
Просмотром видеозаписи установлено, что на ней отражены ход произведенных сотрудником ГИБДД процессуальных действий и обстоятельства, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Между тем изложенные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда во внимание не приняты и должной правовой оценки не получили, в связи с чем изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, послужившие основанием для прекращения производства по делу, являются преждевременными.
Допущенные судьей районного суда нарушения являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Кроме того, решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г. не может быть признано законным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
В силу приведенных выше норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, то есть, способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Из материалов дела следует, что его рассмотрение по жалобе Торшхоева И.А. на вынесенное по делу постановление было назначено на 11 часов 00 минут 04 декабря 2023 г. В указанную дату дело об административном правонарушении судьей районного суда не рассмотрено. Рассмотрено оно 25 декабря 2023 г. При этом в материалах дела данные об отложении судебного заседания с 04 декабря 2023 г. на 25 декабря 2023 г, а также об извещении Торшхоева И.А. о месте и времени рассмотрения дела каким-либо из указанных выше способов отсутствуют.
Указанное свидетельствует о рассмотрении судьей Назрановского районного суда Республики Ингушетия дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, без его извещения, что является существенным нарушением, не позволившим полно, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела. Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Торшхоева И.А. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел с учетом приостановления этого срока в связи с направлением дела об административном правонарушении по ходатайству Торшхоева И.А. для рассмотрения по месту его жительства (ходатайство удовлетворено 21 июля 2023 г, в шестой судебный участок Республики Ингушетия дело поступило 11 августа 2023 г.) не истек, решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г. подлежит отмене, а дело подлежит возвращению в тот же районный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, принять меры, позволяющие установить все юридически значимые обстоятельства, в том числе установить соблюдение должностным лицом ГИБДД требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении исправлений в протокол об административном правонарушении (при наличии оснований путем допроса в качестве свидетеля должностного лица ГИБДД, его составившего) и в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу командира ОБ ДПС ГИБДД (ОБДД на ФТ, РТ с ИДД) МВД по Республике Северная Осетия-Алания Абисалова А.М. удовлетворить.
Решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 декабря 2023 г, вынесенное в отношении Торшхоева Ислама Аслановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Назрановский районный суд Республики Ингушетия на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Бацаева Т.А, судья районного суда Евлоев Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебный акт отменил решение о прекращении дела об административном правонарушении, связанного с отказом водителя пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Суд установил, что действия должностных лиц ГИБДД были законными, а нарушения процессуальных норм при рассмотрении дела не позволили объективно установить все обстоятельства. Дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.