Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (ГОСП УФССП России по КБР)
на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2023
по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз" к старшему судебному приставу Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетову А.Х, УФССП России по КБР о признании незаконными действий и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО "Союз" обратилось в суд обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий старшего судебного пристава Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетова А.Х. в части запрета на распределение средств, взысканных в ходе исполнительных производств в пользу ООО "Союз", на расчетный счет ООО "Центр правового урегулирования" (далее по тексту ООО "ЦПУ"), обязать его же, как распорядителя денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, устранить допущенное нарушение законодательства, издать распоряжение о распределении средств, взысканных в ходе исполнительных производств в пользу ООО "Союз" на расчетный счет ООО "ЦПУ" согласно сопроводительным документам.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО "Союз" в рамках деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется претензионно-исковая деятельность по взысканию задолженности по техническому обслуживанию общего имущества МКД. В целях оптимизации данной деятельности между ООО "Союз" и ООО "ЦПУ" был заключен агентский договор N 5 от 09.07.2021, в соответствии с которым ООО "ЦПУ" представляет интересы ООО "Союз" на стадии судебного и исполнительного производства. Согласно указанному договору, средства, взысканные в ходе исполнительного производства по поручению ООО "Союз", в целях учета и контроля деятельности судебных приставов-исполнителей направляются на расчетный счет ООО "ЦПУ". Полномочия ООО "ЦПУ" на представление интересов и получение взысканных средств подтверждаются доверенностью, выданной ООО "Союз" с указанием реквизитов счета ООО "ЦПУ", на который необходимо зачислять взысканные средства. При подаче исполнительных документов, в канцелярию Нальчикского городского отделения СП УФССП России по КБР подается сопроводительное письмо и копия доверенности взыскателя, подтверждающая право зачисления взысканных средств на расчетный счет ООО "ЦПУ". 07.04.2023 в адрес ООО "Союз" поступило письмо ООО "ЦПУ", информирующее о том, что по указанию руководителя Нальчикского городского отделения СП УФССП России по КБР зачисление взысканных в ходе исполнительных производств средств на расчетный ООО "ЦПУ" запрещено. 13.04.2023 в адрес руководителя Нальчикского городского отделения СП УФССП по КБР Мамбетова А.Х. было направлено заявление с требованием осуществлять зачисление денежных средств, взысканных по исполнительным документам ООО "Союз", на расчетный счет ООО "ЦПУ". 24.05.2023 года был получен ответ, согласно которому в качестве причин запрета перечисления взысканных средств на счет представителя ООО "Союз" указано на изменения, внесенные в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2023 административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, так как судами оставлены без внимания фактические юридически значимые обстоятельства, не применен закон, подлежащий применению. Просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ООО "Союз" полагает состоявшиеся судебные постановления законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.02.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (статья 2, пункты 1 - 3 статьи 4, абзац первый части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Союз" (принципал) и ООО "ЦПУ" (агент) 09.07.2021 заключен агентский договор на судебное взыскание задолженности и сопровождение исполнительного производства, по условиям которого агент по поручению принципала принял на себя обязательство от имени и за счет принципала оказывать юридические услуги, выполнять за вознаграждение действия, направленные на взыскание просроченной задолженности с должников физических лиц, а также другие поручения, в том числе: представление интересов от имени Принципала в судах и судебных участках; получение документов, в том числе судебных актов и исполнительных документов; предъявление и отзыв исполнительного документа, подача заявления о возбуждении исполнительного производства по исполнительным документам, предоставленным Принципалом, получение денежных средств и материальных ценностей, взысканных в ходе исполнительного производства; представление интересов Принципала в рамках исполнительного производства, обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
На основании доверенности от 01.06.2023, выданной ООО "Союз" сроком на 3 года, ООО "ЦПУ" уполномочено в том числе: представлять интересы ООО "Союз" в органах и подразделениях ФССП России, совершать от своего имени и имени доверителя все действия, связанные с исполнительными производствами ООО "Союз", право осуществлять все действия, предоставляемые действующим законодательством Российской Федерации участнику исполнительного производства, в том числе предъявлять к исполнению и отзывать исполнительные документы, обжаловать постановления и действия судебного пристава- исполнителя, право подписи заявлений, подачи заявлений, представлять от имени доверителя документы, получать уведомления, расписки, иные документы, денежные и материальные ценности, а также выполнять все необходимые действия, связанные с данным поручением, предоставляется право получения денежных средств, взысканных в ходе исполнительного производства в пользу ООО "Союз", на расчетный счет ООО "ЦПУ" (р/с 40N к/с 30N, БИК 040702773 в Ставропольский филиал ПАО "Промсвязьбанк").
24.05.2023 ООО "Союз" был получен ответ за подписью начальника отделения - старшего судебного пристава- исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетова А.Х, об отказе в перечислении поступивших в пользу взыскателя ООО "Союз" денежных средств, с депозитного счета УФССП России КБР, на расчетный счет ООО "ЦПУ", в котором сообщалось, что с 09.01.2023 не допускается перечисление с депозитных счетов ФССП взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности.
Суд первой инстанции, со ссылкой на часть 2, 3 статьи 57, часть 1 статьи 110 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", установив, что ООО "Союз" просил перечислять денежные средства на счет представителя ООО "ЦПУ", действующей в интересах ООО "Союз" на основании доверенности от 01.06.2023 и агентского договора от 09.07.2021, при этом в доверенности оговорено право представлять интересы общества представителю ООО "ЦПУ", с полномочиями по получению присужденных денежных средств или иного имущества, при этом право представителя получения денежных средств на личный банковский счет оговорено, реквизиты данного счета указаны, учитывая, что действующее законодательство не содержит препятствий перечислять денежные средства, взысканные с должника и находящиеся на депозитном счете службы судебных приставов на счет представителя, действующего в интересах взыскателя на основании доверенности, - пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказан.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
При этом судами отмечено, что ссылка органа принудительного исполнения на письмо ФССП России от 10.03.2023 N 00011/23/46400-ОП "О Федеральном законе от 29.12.2022 N 624-ФЗ", в соответствии с которым с 09.01.2023 не допускается перечисление с депозитных счетов ФССП России взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателем, является необоснованной, поскольку такое разъяснение противоречит приведенным нормам права и ограничивает права представителей взыскателя.
Между тем судами не было учтено следующее.
С 09.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 N 624-ФЗ "О внесении изменении в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которым внесены изменения в частью 1 статьи 110 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающие обязанность перечисления денежных средств, подлежащих взысканию в рамках исполнительного производства на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, в связи с чем не допускается перечисление с депозитных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности.
Пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ (в редакции Закона N 624-ФЗ, действующей с 09.01.2023) предусмотрена обязанность взыскателя при подаче заявления указывать реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.Законом N 624-ФЗ также внесены изменения в статью 30 Закона об исполнительном производстве, которая дополнена пунктом 2.2, согласно которому в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.
Несоответствие заявления взыскателя требованиям части 22 статьи 30Закона об исполнительном производстве согласно пункту 1 части 1 статьи 31названного закона является основанием для отказа в возбужденииисполнительного производства.
Указание в Законе об исполнительном производстве на банковский счетвзыскателя не допускает иного истолкования такой нормы, поэтому реквизитыбанковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета не могут быть заменены на соответствующий счет представителя взыскателя.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Федерального закона N 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 624-ФЗ) денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Соответствующие изменения внесены также в часть 7 статьи 70, часть 2 статьи 72, часть 3 статью 72.2 Закона N 229-ФЗ (слова "счет, указанный взыскателем", "счет взыскателя", "банковский счет взыскателя" заменены словами "банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет, указанные взыскателем").
Так, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 624-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" по исполнительному производству имущественного характера, возбужденному в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в рамках которого взысканные денежные средства на основании заявления взыскателя подлежатперечислению на счета, открытые взыскателем в иностранных банках и иныхиностранных кредитных организациях, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста на денежные средства и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляет его в банк или иную кредитную организацию, а также взыскателю. Банк или иная кредитная организация исполняет указанное постановление незамедлительно.
Судебный пристав-исполнитель при представлении взыскателем реквизитов его банковского счета, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить денежные средства, не позднее дня, следующего за днем получения указанных реквизитов, направляет в банк или иную кредитную организацию постановление, содержащее требование о перечислении денежных средств на указанный счет взыскателя.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов).
Таким образом, единственным субъектом, уполномоченным на распределение и перечисление денежных средств с депозитного счета подразделения судебных приставов, является старший судебный пристав или лицо, исполняющее его обязанности.
В рамках реализации применения Федерального закона N 624-ФЗ ФССП России ФНС России, действуя в пределах своей компетенции и реализуя возложенные на нее функции и задачи, в целях единообразного применения указанного федерального закона направила в территориальные органы письмо от 10.03.2023 N 00011/23/46400-ОП, в котором разъяснила, что с 09.01.2023 не допускается перечисление с депозитных счетов Федеральных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимися взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности.
Соответственно, старший судебный пристав Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетов А.Х. при исполнении возложенных на него обязанностей не мог игнорировать указания, данные вышестоящим руководством - ФССП России.
В связи с этим правовые основания для признания его действий незаконными отсутствовали.
Позиция административного истца о том, что, исходя из наличия в исполнительном производстве банковских реквизитов, а также надлежащей доверенности на представителя взыскателя, взысканные денежные средства должны быть перечислены по указанным реквизитам насчет ООО "ЦПУ", открытый в российской кредитной организации, являлась необоснованной.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 3 статьи 49 Закона об исполнительном производстве взыскателем в рамках исполнительного производства является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. В настоящем случае, взыскателем по исполнительному документу являлось ООО "Союз", вследствие чего именно на его банковский счет, открытый в российской кредитной организации, должны быть перечислены денежные средства с депозитного счета службы судебных приставов применительно к положениям статьи 110 Закона об исполнительном производстве в актуальной редакции.
Действительно, в силу положений части 3 статьи 57 Закона об исполнительном производстве в доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, может быть специально оговорено его полномочие на, в числе прочего, получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг); соответствующее полномочие применительно к ООО "ЦПУ", как представителю взыскателя в доверенности оговорено; данное полномочие фактически позволяет получить присужденные денежные средства любым способом, не запрещенным законом.
Между тем, учитывая положения статьи 110 Закона об исполнительном производстве при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства надлежит указать реквизиты счета взыскателя, что по настоящему делу при обращении исполнительного листа к принудительному исполнению, выполнено не было.
Вместе с тем данные обстоятельства, а также положения действующего законодательства, судами учтены должным образом не были, судами неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, что повлекло за собой принятие неправильных судебных актов, подлежащих в связи с этим, на основании статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отмене, с принятием судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый отказ являлся законным и обоснованным, критерии для признания его незаконным, установленные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2023, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворений административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Союз" к старшему судебному приставу Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетову А.Х, УФССП России по КБР о признании незаконными действий и возложении обязанности, - отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.