Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Козаевой С.П. Мамиева А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 5 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2024 г.
по административному делу по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания к Козаевой С.П. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общем размере 136 019, 64 рублей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания) обратилось в суд с административным иском к Козаевой С.П. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общем размере 136 019, 64 рублей.
В обоснование требований указано, что Козаева С.П. состоит на учете в УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в качестве нотариуса, однако предусмотренную пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплатить законно установленные налоги не исполнила, что послужило основанием для направления должнику требования от 13 октября 2021 г. N 89902 на общую сумму 162 802, 47 рублей сроком исполнения до 30 ноября 2021 г. Ввиду неисполенния требования в добровольном порядке 1 марта 2022 г. мировым судьей судебного участка N 16 Ленинского судебного района г. Владикавказа вынесен судебный приказ N 2а-665/2022 о взыскании с Козаевой С.П. задолженности, который отменен на основании возражений должника определением того же мирового судьи от 26 сентября 2022 г, в связи с чем налоговым органом заявлен настоящий административный иск.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 5 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2024 г, требования УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворены.
В кассационной жалобе представителя Козаевой С.П. Мамиева А.А, поданной 18 апреля 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 мая 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, административный ответчик Козаева С.П. состоит на учете в УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой, и, соответственно, плательщиком налога по доходам, полученных от такой деятельности, и страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное обеспечение.
В соответствии с требованиями действующего законодательства УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в адрес Козаевой С.П. было направлено требование N 89902 по состоянию на 13 октября 2021 г, которым предоставлен срок для уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц (пени), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (пени) на общую сумму 162 802, 47 рублей до 30 ноября 2021 г.
Требование об уплате налога поступило в личный кабинет налогоплательщика Козаевой С.П. 13 октября 2021 г.
Поскольку требование налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Козаевой С.П. недоимки по страховым взносам.
1 марта 2022 г. мировым судьей судебного участка N 16 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки.
На основании поданных возражений административным ответчиком определением мирового судьи судебного участка N16 Ленинского судебного района г.Владикавказа от 26 сентября 2022 г. судебный приказ от 1 марта 2022 г. отменен. Из представленных в материалы дела копий документов вид обязательных платежей, период образования и сумма требований, взысканных по названному отмененному судебному приказу, не усматривается.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования административного истца, исходя из того, что имеются основания для взыскания суммы задолженности, поскольку Козаева С.П. самостоятельно и добровольно обязанность по уплате налогов, страховых взносов не исполнила, требование о погашении задолженности, в том числе уплате пени оставила без удовлетворения; суд согласился с расчетом налогового органа суммы задолженности, так как Козаевой С.П. доводы налогового органа о наличии недоимки за спорные периоды, в установленном порядке не опровергла.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд второй инстанции, отклонив доводы о неясности налогового периода, за который подлежат взысканию страховые взносы и налоги, а также за который образовались пени, как необоснованные, поскольку в материалы дела представлено налоговое требование с указанием налогового периода и срока уплаты, а также дополнительная информация, запрошенная судом апелляционной инстанции у налогового органа по периодам взыскиваемой задолженности. В то же время доказательств уплаты налогов, страховых взносов и пени в заявленном размере в материалах дела не имеется.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций преждевременными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем находит предусмотренные статьей 328 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Приведенные положения процессуального закона судом первой инстанции в полном объеме не выполнены и не устранены судом второй инстанции, поскольку из материалов дела не представляется возможным установить имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При этом в соответствии со вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2020 г. по делу N 2а-8881/2020 удовлетворен административный иск Козаевой С.П. с возложением на налоговый орган обязанности списания задолженности Козаевой С.П. в сумме 1 654 195, 62 рублей и выдачи справки о состоянии расчетов по состоянию на 9 сентября 2019 г. в размере 442 979, 10 рублей.
Из представленного налоговым органом с административным иском расчета следует, что период образования пени по требованию от 13 октября 2021 г. охватывается в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сроком уплаты начиная с 1 октября 2018 г, на обязательное медицинское страхование сроком уплаты начиная с 1 июля 2018 г, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сроком уплаты начиная с 1 февраля 2019 г, а также по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу сроком уплаты за период до 9 сентября 2019 г.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции письменному пояснению к расчету, период образования пени по налогу на доходы физических лиц охватывается с 31 января 2019 г.
Сопоставление сумм задолженности Козаевой С.П, списанной в судебном порядке по состоянию на 9 сентября 2019 г, и заявленной в настоящем административном иске не произведено, наложение указанных сумм и периодов не исключено, обязанность произвести совместную с налоговым органом сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на стороны не возложена.
Названные недостатки не могут быть устранены в суде кассационной инстанции с учетом пределов полномочий, установленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду чего обжалуемые судебные акты подлежат отменен с направлением административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 5 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2024 г. отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июня 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.