Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки Ставропольского края на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28 марта 2024 г.
по административному делу по административному иску прокурора города Ессентуки к Администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Ессентуки обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что 18 мая 2020 г. Администрацией города Ессентуки Ставропольского края предъявлены требования к собственникам помещений аварийного многоквартирного дома по адресу: город Ессентуки, ул. Кисловодская, д. 28, литер В, о его сносе в течение двенадцати месяцев. Срока требований истекли, однако муниципалитетом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд не изъят, не изъяты жилые помещения в указанном жилом доме. При этом дальнейшая эксплуатация многоквартирного жилого дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для жизни и здоровья жильцов, а также иных лиц. 22 августа 2023 г. заместителем прокурора города Ессентуки в адрес главы города Ессентуки внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако надлежащие меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28 марта 2024 г, требования прокурора удовлетворены, бездействие Администрации города Ессентуки, выразившееся в непринятии мер к расселению многоквартирного аварийного дома, признано незаконным с возложением обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к расселению аварийного многоквартирного жилого дома, изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном жилом доме (за исключением принадлежащих муниципальному образованию).
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки Ставропольского края, поданной 22 апреля 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 мая 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора г. Ессентуки.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, прокуратурой г. Ессентуки Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда, по результатам которой в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения в непринятии мер к расселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома.
Согласно акту обследования помещения от 2 февраля 2017 г. N 1 и заключения от 2 февраля 2017 г. N 1 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирный жилой дом представляет собой прямоугольное в плане сооружение с площадью застройки 216, 6 кв.м. В состав дома входят шесть квартир. Обследованием обнаружены трещины в фундаментах, разрушения в наружных стенах с образованием многочисленных трещин (5-10 мм), существенные отклонения от вертикали юго-западной стены дома. Стропильная система кровли значительно повреждена процессами гниения. Дымовые трубы и их сопряжения с черепичной кровлей также значительно повреждены. В здании отсутствуют необходимые антисейсмические усиления для площадки сейсмичностью 8 баллов. Конструкции здания оцениваются как непригодные к эксплуатации, техническое состояние здания оценивается как аварийное, а здание подлежит сносу. Износ здания составляет 71, 8 %.
Постановлением Администрации от 16 февраля 2017 г. N 139 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", литер В, признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения - непригодными для проживания.
20 июня 2017 г. и 18 мая 2020 н. Администрацией города Ессентуки в адрес собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", литер В, направлены требования о сносе или реконструкции аварийного многоквартирного дома в течение двенадцати месяцев с момента получения требования.
22 августа 2023 г. в адрес главы г. Ессентуки Ставропольского края прокурором внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом, до 1917 года постройки, расположенный по адресу: "адрес", литер В, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления от 16 февраля 2017 г, то есть более шести лет назад; являясь главным распорядителем бюджетных средств и формируя вопросы бюджетной политики, действуя добросовестно, Администрация города Ессентуки располагала достаточным временем для финансирования и организации необходимых мероприятий по расселению граждан из аварийного жилого дома; испрашиваемый прокурором двенадцатимесячный срок для приведения в исполнение решения суда является разумным и достаточным для выполнения заявленных прокурором требований.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия полагает о наличии предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанный в административном иске многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расселение дома не осуществлено.
Удовлетворяя административный иск, суды указали о необходимости в 12-месячный срок принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Вместе с тем, обустройство территории муниципального образования, в том числе, по вопросу обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан путем минимизации ветхого (аварийного) жилищного фонда, предполагает выполнение комплекса мероприятий в отношении всех объектов жилищного фонда, решаемых в рамках выполнения функций местного самоуправления, и не относит к компетенции судебной власти мер выборочного характера без сопоставления заявленных требований касаемо многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", литер В, признанного аварийным в 2017 г, с утвержденными и подлежащими исполнению программами переселения граждан с учетом объективно процесса финансирования, а также наличия либо отсутствия иных многоквартирных домов, признанных таковыми ранее.
Судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка представленному плану мероприятий (дорожной карте), утвержденной органом местного самоуправления 21 ноября 2023 г. (после обращения прокурора в суд), в связи с чем после установления существенных для правильного разрешения дела обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии незаконного бездействия административного ответчика в непринятии мер по расселению аварийного дома, судам надлежит поставить вопрос о способе устранения допущенного нарушения с учетом принципа разделения властей и самостоятельности органа местного самоуправления.
Более того, данный административный иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации без обращений граждан и без привлечения к участию в деле самих граждан - собственников либо жильцов квартир спорного дома, расселение которого административный ответчик обязан осуществить. Тем самым, установленный судом способ восстановления права свидетельствует о том, что решение принято в отношении прав и обязанностей на жилые помещения конкретных граждан, чьи процессуальные права на участие в административном деле не обеспечены.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Ессентукский городской суд Ставропольского края на основании положений пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28 марта 2024 г. отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июня 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.