Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 20 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 февраля 2024 г.
по административному делу по административному иску Зайнулина С.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайнулин С.Н. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что Зайнулин С.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в районе жилого "адрес" в квартале 119, на основании договора аренды от 3 августа 2015 г. N 5173, который заключен сроком на 5 лет по 2 августа 2020 г, зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 3 августа 2015 г. Дополнительным соглашением от 30 июля 2020 г. N 1385 срок договора аренды продлен по 2 апреля 2023 г. Зайнулин С.Н. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка на новый срок в аренду без проведения торгов. Письмом от 25 мая 2023 г. N08/13-5170с об отказе в предоставлении муниципальной услуги заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. В обоснование отказа приведены положения Закона Ставропольского края от 3 ноября 2021 г. N106-кз "О внесении изменений в Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", которым предусмотрено право лишь участников Великой Отечественной войны, одного из родителей, имеющего ребенка-инвалида и проживающего вместе с ним, на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для возведения временных металлических гаражей вблизи места жительства. В связи с тем, что заявителем не предоставлены подтверждающие отнесение его к одной из вышеуказанных категорий граждан, правовых оснований для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:030214:71 без проведения торгов не имеется. С вынесенным отказом в предоставлении муниципальной услуги административный истец не согласен, поскольку при подаче заявления о заключении договора аренды на новый срок им соблюдены требования закона, необходимые для предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение от 25 мая 2023 г. N08/13-5170с об отказе в предоставлении Зайнулину С.Н. земельного участка в аренду без проведения торгов; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении Зайнулину С.Н. указанного земельного участка в аренду в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 20 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 февраля 2024 г, требования Зайнулина С.Н. удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, поданной 16 апреля 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 3 мая 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Зайнулину С.Н. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в районе жилого "адрес" в квартале 119, на основании договора аренды от 3 августа 2015 г. N 5173, согласно подпункту 2.1 которого срок аренды устанавливается на пять лет по 2 августа 2020 г.
Срок действия договора аренды земельного участка от 3 августа 2015 г. N 5173 продлен дополнительным соглашением от 30 июля 2020 г. N1385 на срок по 2 апреля 2023 г.
В материалах дела содержится акт обследования земельного участка от 5 мая 2023 г, согласно которому в результате выезда на место установлено, что на земельном участке расположен металлический гараж; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации; участок имеет вид разрешенного использования "под гараж индивидуального автотранспорта".
В материалах дела имеется удостоверение Зайнулина С.Н. от 3 июня 2013 г. N 14125, согласно которому административный истец имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", а также справка МСЭ-2012 N2236428, данные документы подтверждают, что административный истец является инвалидом второй группы, кроме того административный истец согласно удостоверению от 5 мая 2010 г. N496677 является ветераном боевых действий.
Согласно вступившему в законную силу апелляционному определению судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 июня 2015 г. требования Занулина С.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка на новый срок, возложении обязанности выдать постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030214:71 под гараж индивидуального автотранспорта удовлетворен.
В связи с указанными обстоятельствами, суд, руководствуясь положениями статьи 21.1 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", согласно которым инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов, пришел к выводу о праве административного истца в силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов, что ранее уже являлось предметом административного спора. При этом суд, признавая оспариваемое решение незаконным, возложил на уполномоченный орган обязанность повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление административного истца.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на верном применении к спорным правоотношениям норм материального права, их регулирующих.
Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, осуществляется за плату, порядок определения которой устанавливается: органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
Согласно статье 21.1 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов.
Приведенные положения закона правильно применены судами при надлежащей оценке доказательств, что нашло мотивированное отражение в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы об изменении с 2021 г. краевого законодательства, с которым право на предоставление земельного участка инвалидам и ветеранам боевых действий в аренду для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, вблизи их места жительства утрачено (сохранилось в настоящее время лишь для участников Великой Отечественной войны и родителей, имеющих ребенка-инвалида), подлежат отклонению, поскольку в данном случае Зайнулин С.Н. не обращался впервые за предоставлением земельного участка для размещения некапитального гаража, такой земельный участок ранее в соответствии с прежней редакцией Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" уже был предоставлен, данное обращение связано с продлением срока предоставления. Более того, в действующей редакции Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" статьей 21.1 предусмотрено дополнительное право инвалидов на внеочередное предоставление земельных участков для строительства капитальных гаражей вблизи места жительства инвалидов.
Ссылка заявителя на то, что Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя не является надлежащим ответчиком по административному делу ввиду отсутствия полномочий по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена в пределах г. Ставрополя, а также на то, что таким надлежащим лицом является Администрация г. Ставрополя, подлежит отклонению, поскольку внутреннее распределение функций органа местного самоуправления среди структурных подразделений не может послужить к ограничению прав гражданина, которому отказ в предоставлении муниципальной услуги был подготовлен и направлен именно Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, судебные акты, постановленные с соблюдением материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 20 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июня 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.