Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 2 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 г.
по административному делу по административному иску Мотченко Л.Ф. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Мотченко Л.Ф, оставившей решение по жалобе на усмотрение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мотченко Л.Ф. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество") об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что Мотченко Л.Ф, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", 4, 1 км западнее села Кочубеевское, считает его кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 34 065 760 рублей, завышенной, нарушающей права административного истца, поскольку ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. В обоснование заявленных требований представила отчет от 24 июля 2023 г. N 113/2023, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. определена в размере 8 740 000 рублей, в связи с чем просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 2 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 г, требования Мотченко Л.Ф. удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1января 2022 г. в размере 12 315 000 рублей согласно результатам судебной экспертизы.
В кассационной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 23 апреля 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 мая 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об исключении заявителя из числа административных ответчиков.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Мотченко Л.Ф. является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 92 000 +/- 2 654 кв.м, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), по адресу: "адрес", 4, 1 км западнее села Кочубеевское.
Из материалов административного дела, из ответов государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Ставропольскому краю следует, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 403 160 рублей утверждена по состоянию на 1 января 2020 г. приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30 октября 2020 г. N 1169 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" и применяется с 1 января 2021 г.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 337 800 рублей определена по состоянию на 1 января 2022 г. и утверждена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 ноября 2022 г. N 1215 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края", с внесением указанного размера в Единый государственный реестр недвижимости 20 марта 2023 г, с указанием даты начала ее применения - 1 января 2023 г.
Объект оценки был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном в порядке статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид земельного участка - землепользование; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; вид использования по документам: для сельскохозяйственного производства и был отнесен к 5 сегменту "отдых(рекреация), код расчета вида использования 05:022 "Туристическое обслуживание. Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления помещения для временного проживания в них, размещение детских лагерей", код ВРИ 5.2.1
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 34 065 760 рублей определена по состоянию на 1 января 2022 г. государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество" в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке после государственного учета изменений сведений о категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
При определении оспариваемого размера, бюджетное учреждение также исходило из наличия оснований для отнесения объекта оценки с учетом представленных характеристик к вышеприведенному сегменту с использованием вышеприведенных кодов расчета.
Впоследствии, кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 34 065 760 рублей была определена по состоянию на 1 января 2022 г. государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество" в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" после государственного учета изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения", сведений о виде использования по документам с "для сельскохозяйственного производства" на "отдых (рекреация)".
При ее определении бюджетное учреждение исходило из отнесения объекта оценки к 5 сегменту "Отдых (рекреация)", код расчета вида использования 05:000, код ВРИ 5.0.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка суду представлен отчет от 24 июля 2023 г. N 113/2023, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 8 740 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства, в целях проверки достоверности размера рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, определенного оценщиком, определением Ставропольского краевого суда от 24 августа 2023 г. назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение от 4 октября 2023 г. N ЭЗ 320/2023, подготовленное АНО "МАСЭ", согласно выводам которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 12 315 000 рублей.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется. Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд первой инстанции обоснованно исходил из содержащихся в нем неустранимых противоречий, вызывающих сомнение в правильности проведенного оценщиком исследования, результатом которого является вывод о размере рыночной стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усмотрел, при этом признал заключение судебной экспертизы соответствующим требованиям федерального законодательства об оценочной детальности, а также отклонил доводы ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" об отсутствии оснований для привлечения его в качестве административного ответчика, поскольку они основаны на неверном толковании положений статей 38, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений статьи 16 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" и приведены без учета фактических обстоятельств об определении оспариваемой кадастровой стоимости посредством акта указанного учреждения.
Судебная коллегия не усматривает по доводам жалобы оснований для отмены либо изменения судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права, при соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при определении рыночной стоимости земельного участка в ходе вынесения судебных актов судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены на основании акта ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество".
При этом использование расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 2 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.