Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Нафикова И.А., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Капиталстрой-2" и дополнения к ней
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.02.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Казимагомедова К.А. к администрации городского округу "город Каспийск", о признании незаконными разрешений на строительство.
Заинтересованное лицо ЖСК "Капилстрой-2".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителя административного истца Гусейнова М.Г, возражавшего простив удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Казимагомедов К.А. обратился в суд с административным иском к администрации ГО "город Каспийск" о признании не действительными разрешений от 06.12.2021 N 05-305-19-2021 и N 05-305-20-2021 на строительство жилого комплекса многоквартирных зданий на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2 833 кв.м, и N площадью 6 160 кв.м, расположенных по адресу: "адрес" выданных ЖСК "Капиталстрой-2".
Заменные требования мотивированы тем, что между ним и ЖСК "Капиталстрой-2" был заключен договор субаренды земельного участка, площадью 2 833 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" предоставленный для строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов. 09.06.2014 между ним и ЖСК "Капиталстрой-2" был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 6160 кв.м, с кадастровым номером N расположенный по адресу "адрес" "а" для использования в соответствии с видом разрешенного использования под строительство многоэтажных жилых домов. Согласно дополнительного соглашения к указанным договорам вместо арендной платы ЖСК "Капиталстрой-2" обязалось предоставить в его собственность квартиры, в количестве 37 штук, подвал и мансардный этаж. Строительство домов должно быть завершено к 14.06.2017 и до настоящего времени не завершено.
Ранее решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21.06.2016 признано не действующим разрешение на строительство N RU05305000-65 от 30.07.2014, выданное кооперативу на строительство комплекса многоквартирных жилых зданий "адрес", вместе с тем вопреки указанному решению суда отделом строительства и архитектуры с теми же нарушениями было выдано новое разрешение на строительство.
Решением Каспийского городского суда от 10.10.2023 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что разрешения на строительство соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с увеличением совокупной площади земельных участков, а также наличия установленных Правилами землепользования и застройки нормам, которые соблюдены, основания для признания разрешений незаконными, а также полагать решение от 21.06.2016 преюдиционным для настоящего дела, отсутствуют.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.02.2024 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в заявленные требования удовлеторены. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что разрешения на строительство были выданы с нарушением части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, ЖСК "Капитал-2" обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе и дополнениях к ней ставит вопрос об его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, неверном установлении юридически значимых обстоятельств, поскольку на кооператив не распространяются ограничения, установленные частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виду его создания в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". Просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.06.2024.
На кассационную жалобу представителем административного истца Гусейновым М.Г. поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами. Администрацией городского округа "город Каспийск" поданы письменные возражения, в которых поддержана позиция заинтересованного лица, изложенная в кассационной жалобе, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенного аукциона Управлением имущественных отношений администрации ГО "город Каспийск" с Казимагомедовым К.А. заключен договора аренды земельного участка от 10.03.2014 из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес" для использования в целях строительства многоэтажных, многоквартирных жилых домов, общей площадью 2 833 кв.м. Срок договора аренды до 10.03.2019.
Также у Казимагомедова К.А. в собственности имеется земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" для использования в соответствии с разрешенным видом использования - под строительство многоэтажных жилых домов, общей площадью 6 160 кв.м.
Указанные земельные участки являются смежными, предназначены для строительства многоэтажных домов, расположены в зоне Ж-1, имеющей такой вид разрешенного использования.
На основании договора аренды от 09.06.2014 земельный участок с кадастровым номером N передан Казимагомедровым К.А. в аренду ЖСК "Капиталстрой-2", сроком действия до 08.06.2017, для строительства многоэтажных домов.
Земельный участок с кадастровым номером N передан Казитмагомедовм К.А. в субаренду ЖСК "Капиталстрой-2" для строительства многоэтажных домов.
Дополнительным соглашением от 09.06.2014 к договору аренды от 09.06.2014 стороны установили его условия, что в счет оплаты арендной платы арендатор обязуется предоставить арендатору 37 квартир, мансардный и подвальный этаж, расположенных в 1, 2, 3 корпусе комплекса многоквартирных домов.
В связи с истечением срока договора аренды земельного участка от 10.04.2014, предоставленного Казимагомедову К.А, - на основании постановления администрации ГО "город Каспийск" от 20.09.2019, земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 2 833 кв.м, с кадастровым номером N предоставлен в аренду сроком на 3 года ЖСК "Капиталстрой-2".
25.09.2019 между Управлением имущественных отношений администрации ГО "город Каспийск" и ЖСК "Капиталстрой-2" заключен договор аренды указанного земельного участка, сроком до 25.09.222, который на основании дополнительного соглашения был продлен до 25.09.2025.
В настоящее время на указанных земельных участках возводится комплекс многоквартирных жилых домов.
30.07.2014 администрацией ГО "город Каспийск" ЖСК "Капиталстрой-2" выдано разрешение на строительство комплекса многоквартирных домов этажностью 9 на земельном участке площадью 8 993 кв.м, площадью застройки 2 760 кв.м.
Решением Каспийского городского суда от 21.06.2016 данное разрешение на строительство было признано незаконным, поскольку выдано с нарушением плотности застройки, - 2, 9 коэффициент при нормативе 1, 2 (приложение "г" СНиП 2.07.01-89, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1512) и с нарушением этих же СНиП 2.07.01-89 в части возведения в сейсмической зоне 7-9 баллов многоэтажного дома свыше 5 этажей (пункт 1.2.7).
06.12.2021 ЖСК "Капиталстрой-2" административным ответчиком выданы разрешение N 05-305-19-2021 на строительство 11 этажного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером N, и разрешение N 05-305-20-2021 на строительство 11 этажного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером N, срок действия которых установлен до 06.12.2024.
Полагая названные разрешения на строительство незаконными, административный истец обратился с административным иском в суд, указывая, что вступившим в законную силу решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21.06.2019 признано недействующим разрешение на строительство N RU 05305000-65 от 30.07.2014 на строительство комплекса многоквартирных жилых зданий по "адрес", при этом нарушения, послужившие основанием для признания недействительным ранее выданного разрешения на строительство, не устранены и имеют место и в настоящее время.
Суд первой инстанции, учитывая, что на момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования, в соответствии с нормативами которых соблюден процент застройки комплекса многоквартирных жилых домов, а также в виду отсутствия иных нарушений градостроительного законодательства при выдаче разрешений на строительство, пришел к выводу о законности разрешений на строительство.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, учитывая статус застройщика, а также положения части 3 стать 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три, пришел к выводу, что выдача административным ответчиком жилищно-строительному кооперативу "Капиталстрой-2" разрешений на строительство 11 этажных домов, не может быть признана законной.
Вместе с тем выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными, повлекли за собой принятие неправильного судебного акта, подлежащего в связи с этим отмене.
Так, в силу части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Данная норма действует в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 349-ФЗ), жилищно-строительный кооператив, по правилам законодательства о градостроительной деятельности, выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома на основании выданного такому кооперативу разрешения на строительство.
Закон N 349-ФЗ, в соответствии со статьей 5, вступил в силу со дня официального опубликования - 01.12.2011. Требования указанной нормы распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления названного закона в силу.
Таким образом создаваемые после 01.12.2011 кооперативы обязаны оформить права на застраиваемый земельный участок, а также получить разрешение на строительство как застройщики.
По настоящему делу кооператив создан после вступления в силу Закона N 349-ФЗ, - 26.09.2013, основной вид деятельности строительство жилых и нежилых зданий.
В соответствии с Уставом ЖСК "Капиталстрой-2", зарегистрированного в органах юстиции 02.11.2015, кооператив создан общим собранием участников для осуществления деятельности в рамках Федерального закона о содействии развитию жилищного строительства, т.е. Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", следовательно ограничения, установленные частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, на него не распространяются.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
По настоящему делу ЖСК "Капиталстрой-2" выдано разрешение на строительство на земельных участках с видом разрешенного использования, соответствующего разрешению.
Основания, порядок и процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции несоответствие выданных разрешений на строительство с нарушениями положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при его выдаче, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования, не установлены, по делу каких-либо доказательств несоответствия выданного в установленном порядке и при наличии соответствующей документации разрешения на строительство, не имеется.
Как следует из материалов дела, 06.12.2021 ЖСК "Капиталстрой-2" уполномоченным органом были выданы разрешение N 05-305-19-2021 на строительство 11 этажного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером N (земельный участок площадью 2 833 кв.м, площадь застройки 986 кв.м), и разрешение N 05-305-20-2021 на строительство 11 этажного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером N (земельный участок площадью 6 161 кв.м, площадь застройки 1 626 кв.м), срок действия которых установлен до 06.12.2024.
Разрешения выданы, в том числе в соответствии с утверждёнными Градостроительными планами земельных участков (от 11.12.2019 и от 02.07.2019), наличия положительных заключений государственных строительных экспертиз в отношении проектной документации объектов (от 2021 г.).
Решением Собрания депутатов ГО "город Каспийск" от 06.03.2020 N 266 утверждены Правила землепользования и застройки ГО "город Каспийск", в соответствии с которыми в зоне Ж-1, зоны застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше, в которой расположены смежные земельные участки с кадастровыми номерами N, установлен максимальный процент застройки в границах земельных участков для многоквартирных жилых домов 40 %, который оспариваемыми разрешения на строительство соблюден, составляет 34 % и 27 %, соответственно.
Коэффициент плотности застройки устанавливается для земельных участков, предназначенных для строительства в жилой зоне. Определяется как отношение суммарной площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала). Это значение фиксируется в градостроительной документации зонирования.
Статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентированы требования к установлению предельных (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе процент застройки (пункт 4 части 1 статьи 38).
Обязательность установления плотность застройки не регламентирована, Градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки ГО "город Каспийск", действующих с 2020 г, плотность застройки для зоны Ж-1 в указанном муниципальном образовании не установлена.
Таким образом суд первой инстанции правомерно установилотсутствие оснований для удовлетворения требований административного иска по приведенным в нем доводам.
Ранее выданное разрешение на строительство от 30.07.2014 на строительство комплекса многоквартирных домов этажностью 9 на земельном участке площадью 8 993 кв.м, площадью застройки 2 760 кв.м, решением Каспийского городского суда от 21.06.2016 было признано незаконным, поскольку выдано с нарушением плотности застройки, - 2, 9 коэффициент при нормативе 1, 2 (приложение "г" СНиП 2.07.01-89) и с нарушением этих же СНиП 2.07.01-89 в части возведения в сейсмической зоне 7-9 баллов многоэтажного дома свыше 5 этажей (пункт 1.2.7).
Вместе с тем данное решение суда преюдицией для настоящего спора не является.
Так, Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр утверждены СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", положения которого в части противопожарной безопасности и размещения объектов на приаэродоромной территории носят обязательный характер, иные носят рекомендательный характер, ограничения плотности застройки не установлены.
Примечанием к пункту 2.7 СНиП 2.07.01-89 установлено, что для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71.
Приказом Минстроя России от 24.05.2018 N 309/пр утвержден и введен в действие СП 14.13330.2018. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*, пунктом 6.1.5 которого предусмотрено, что высота (этажность) зданий в соответствующих сейсмических районах не должна превышать параметры, установленные таблице 7, тогда как такая таблица отсутствует, в иных ограничения этажности не установлены, данными правилами установлены требования к строительству.
На настоящему делу проектирование произведено с учетом приведенных правил, что подтверждается положительными государственными строительными экспертизами от 2021 г, представленных при получении разрешений на строительство, в которых данные обстоятельства нашли отражение. При этом следует отметить, что зона Ж-1, где расположены земельные участки, предполагает размещение многоэтажных домов 9 этаже и выше, что само по себе свидетельствует о возможности размещения 11 этажного многоквартирного жилого комплекс застройщика в его пределах
В связи с этим решение суда от 21.06.2016 не имеет преюдиции для настоящего дела, поскольку в нем предметом оценки являлись обстоятельства и доказательства, отличные от настоящего дела, равно применены нормы материального права, не актуальные на дату выдачи оспариваемых по настоящему делу разрешений на строительство.
При этом следует отметить, что доказательства того, что оспариваемые в настоящем деле разрешения на строительство от 2021 г. были выданы при наличии препятствующих для этого предусмотренным законом оснований, в частности, несоответствие или неполнота представленной застройщиком документации требованиям градостроительного законодательства, либо нарушение градостроительного законодательства при его выдаче, - не имеется.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства (часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствие со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце.
Административный истец в нарушение части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, поскольку факт отсутствия по настоящее время окончания строительства и передачи ему ряда квартир и помещений в комплексе многоквартирных жилых домов в счет арендной платы, не порождает основание для признания выданных разрешений на строительство данных жилых домов незаконными.
Иные приведенные им основания не нашли своего подтверждения, мотивировано и правомерно отклонены судом первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что судом апелляционной инстанции при принятии решения неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Принятый судом первой инстанции судебный акт являлся законным и обоснованным, при его принятии судом верном применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку суда по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было, все юридически значимые обстоятельства были установлены. Оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции судом апелляционной инстанцией не имелось.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
С учетом изложенного, апелляционное определение нельзя признать законным, так как оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта, выводы суда не соответствуют совокупности фактических обстоятельств дела, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.02.2024 отменить, оставить в силе решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 10.10.2023.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А.Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.