Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Алихаджиева И.А. - Набиулиной С.К.
на решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 04.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22.02.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Алихаджиева И.А. к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, о признании бездействия должностного лица незаконным.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения Алихаджиева И.А. и его представителя Набиулиной С.К, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алихаджиев И. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, о признании бездействия должностного лица незаконным. Требования мотивированы тем, что во исполнение Программы Республики Дагестан "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района" (далее - Программа), утв. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.09.2017 N 22 ему, как реабилитированному, подлежит возврату домовладение, конфискованное в феврале 1944 г. у его отца Алихаджиева Ахмеда, расположенное в с. Новолакское Новолакского района. В конфискованном домовладении проживала лакская семья вынужденного переселенца Давыдовой Р.А, для которой в рамках программы построено новое домовладение тип-2, которое принято в эксплуатацию в 2011 году. В соответствии с пунктом 1.2 "Положения о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 17.02.1993 м N 28 организация переселения возлагается на Управление. Он и его представитель неоднократно обращались в Управление, на которое возлагается организация переселения и восстановления Ауховского района, с просьбой принять меры по возврату конфискованного у его семьи домовладения по реабилитации, однако Управление каких-либо мер к возврату по реабилитации старого домовладения не предпринимает, на письменные обращения даются лишь формальные отписки. Просил суд удовлетворить его требования.
Решением Новолакского районного суда Республики Дагестан от 04.10.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22.02.2024, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, сторона административного истца обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств. Просит судебные акты отменить.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.06.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Возникший по настоящему делу предмет спора регулируется Законом РСФСР от 26.04.1991 "О реабилитации репрессированных народов", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 926, а также непосредственно к спорным правоотношениям Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам, утвержденным Правительством Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
В силу статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 данного Закона), который определен Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 926.
Пунктом 3 названного Положения возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось. Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.
В целях оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых на компенсацию стоимости оставляемых жилых домов, строений, многолетних насаждений, а также финансирование строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74 утверждено Положение о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам (далее - Положение N 74).
Пунктом 22 данного Положения предусмотрено, что жилые дома и строения, построенные до 1944 года, не подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам безвозмездно.
Жилые дома и строения, построенные до 1944 года и подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам с условием компенсации переселяющимся гражданам произведенных затрат в размере, определенном организацией технической инвентаризации (пункт 23 Положения N 74).
Жилые дома и строения, в том числе не завершенные строительством, построенные после 1944 года лицами лакской национальности, могут быть приобретены у владельцев лицами чеченской национальности, выходцами из тех населенных пунктов, на территории которых находятся оставляемые жилые дома и строения, по оценочной стоимости на день продажи, определенной организацией технической инвентаризации (пункт 24 Положения N 74).
В случае, если не достигнуто согласие о продаже лицами лакской национальности жилых домов и строений, в том числе не завершенных строительством, лицам чеченской национальности, лица лакской национальности получают денежную компенсацию в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и эти домостроения переходят в республиканскую собственность (пункт 25 Положения N 74). Для этого министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан передает их по договору об обеспечении сохранности жилых домов и последующей реализации муниципальному образованию "Новолакский район", которое заключает с лицами чеченской национальности, выходцами из населенного пункта, на территории которого находятся освободившиеся жилые дома и строения, договор аренды с правом выкупа домостроения в течение 15 лет в случае авансирования оплаты 30 процентов от стоимости строения.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.09.2017 N223 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района", направленная на полное завершение переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства с созданием необходимой инфраструктуры, придание статуса муниципального района "Новолакский район" территории переселения и муниципального района "Ауховский район" территории, с которой переселили лакское население, восстановление исторических наименований населенных пунктов, входивших в состав Ауховского района.
В целях реализации Программы проводится инвентаризация жилых домов и земельных участков, подлежащих возврату реабилитированным гражданам в Новолакском районе, а также жилых домов и земельных участков, уже возвращенных реабилитированным гражданам.
Советом министров Республики Дагестан утверждено постановление от 17.02.1993 N 28 "О Порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства", пунктами 1.4 и 1.5 которого предусмотрено, что граждане, изъявившие желание переселиться на новое место жительства, подают в администрации сельских муниципальных образований по месту жительства заявление по установленной форме, в случае отказа переселенческой лакской семьи от возврата домовладений и участков, принадлежавших репрессированным жителям, при условии принятия на новом месте жительства жилого дома Комиссия Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения принимает решение о ее исключении из списка лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, изъятии полученного жилого дома в установленном порядке и передаче домостроения следующему очереднику.
Пунктом 3.3. Порядка предусмотрено, что после принятия жилого дома на новом месте жительства лакская семья обязана сдать в двухмесячный срок домовладение и земельный участок на прежнем месте жительства по акту передачи жилого дома и земельного участка реабилитированному гражданину.
Сдача домовладений осуществляется на условиях, предусмотренных Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
Организация переселения возлагается на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района (далее - Управление, пункт 1.2 Правил).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в феврале 1944 г. родители административного истца были высланы из с.Банай-аул Хасавюртовского района ДАССР (ныне с.Новолакское Новолакского района РД), и он родился в 1956 году на месте ссылки родителей: Ленинское Куршабского района Киргизской ССР, что подтверждается архивной справкой N 45-Н 14 февраля 1993 г, свидетельством о рождении серии N, справкой о реабилитации административного истца N от 27.06.2013.
Списком чеченцев-аккинцев, высланных из с. Банай-аул, утвержденным Оргкомитетом по переселению от 10.02.2007 не подтверждается факт принадлежности семье административного истца Алихаджиева И.А. земельный участок и жилой дом, расположенный в с. Новолакское Новолакского района, конфискованный у его родителей при применении репрессий 23.02.1944, в котором проживает семья вынужденной переселенки Давидовой Р.А, которой по программе переселения в 2011 году было построено домовладение ТИП-2.
Из акта приемки законченного строительством спорного дома усматривается, что строительство дома начато в 2000 году и дом принят в эксплуатацию по завершению в 2008 году.
Административным истцом не представлены суду доказательства нарушений его прав, свидетельствующие о незаконности действий (бездействия) административного ответчика, выразившиеся в непринятии мер по возврату конфискованного дома вследствие реабилитации административного истца, так как Алихаджиевым И.А. не представлены доказательства того, что спорный дом является домом постройки до 1944 года и дом подлежит безвозмездный передаче ему как реабилитированному лицу.
Таким образом, доводы административного истца о бездействии Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Задачами административного судопроизводства являются в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в названной сфере.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 Кодекса).
В соответствии с положениями статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, принимает предусмотренные этим кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела. Эти требования приведенных правовых норм судами выполнены.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Данный принцип судами был соблюден.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов отсутствуют, поскольку судами дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебных актов нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного истца с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 04.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22.02.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Алихаджиева И.А. Набиулиной С.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.